Запуск «Науки» не исправил имидж «Роскосмоса»

Исследовательский модуль «Наука» все-таки достиг МКС. Дело осталось за малым – пристыковать 13-ти метровый отсек к российскому сегменту орбитальной станции. Правда, западные скептики теперь опасаются, что опоздавший на 25 лет к собственному дню рождения модуль повредит МКС при стыковке, либо в процессе дальнейшей эксплуатации.

Опасения вызваны нештатной ситуацией, которая возникла после вывода «Науки» на 400-километровую орбиту. После расстыковки с ракетой-носителем отказал главный двигатель модуля. Хотя специалистам «Роскосмоса» вскоре удалось его запустить, неприятный осадочек остался. Теперь неизвестно, насколько гладко пройдет стыковка модуля с международной космической станцией: бесконтрольное движение «Науки» вблизи станции может создать угрозу жизни экипажу МКС.

Понятно, что россияне не избалованы плюшками от Илона Маска. Если модуль не сгорел в атмосфере Земли и не потерялся на орбите – это уже великий прогресс отечественной космонавтики. Пессимисты живут в Европе. Там искренне недоумевают: зачем вообще надо было отправлять в космос старое корыто, которое начали строить в 1995 году?

Германское издание «Die Welt» напоминает, что разработка модуля «Наука» началась в России еще в прошлом тысячелетии. То есть, весьма вероятно, он несет на борту устаревшее оборудование и приборы. Польза от «Науки» может заключаться в размерах модуля: 13 метров – это много, по космическим меркам. Получится отличный жилой комплекс. Но, одновременно, велика угроза имиджевых потерь для «Роскосмоса». Например, если вдруг маневровые двигатели «Науки» начнут капризничать при стыковке, или древнее энергоемкое оборудование модуля в принципе окажется обузой для МКС. Любой негативный фактор здорово ударит по репутации российской космонавтики, которая и без того, где-то на уровне дворовой футбольной команды.

Напомним, чтобы освободить место под «Науку», от российского сегмента международной станции 26 июля был отстыкован пятиметровый модуль «Пирс». Этот узел также многократно отслужил свой срок – он проработал на околоземной орбите двадцать лет. Вместе с грузовым кораблем «Прогресс», чьи двигатели использовались для расстыковки «Пирса» и МКС, узел был затоплен в Тихом океане. Причем, операция несколько раз откладывалась, так как у специалистов «Роскосмоса», видимо, до последнего не было уверенности, что «Наука» сумеет добраться до МКС, на смену «Пирсу».

В общем, эта мучительная возня со сменой модулей, напоминает ремонт «ВАЗа» в гараже, когда, посредством лома и смекалки, старую запчасть меняют на еще более старую. Поэтому, пишет «Die Welt», ввод в эксплуатацию «Науки», даже в случае успеха, нельзя считать достижением в деле покорения космоса. Операция явно высветила общее неблагополучие в «Роскосмосе». Российское космическое агентство с трудом отправило на орбиту технику возрастом в четверть века, тогда как китайцы без помпы осваивают Марс и обратную сторону Луны. Технологический разрыв слишком очевиден. Гордится россиянам, стало быть, нечем.

Еще один фактор, который ставит под сомнение целесообразность присутствия модуля «Наука» на орбите – неопределенность судьбы самой российской миссии на МКС. Официальная позиция «Роскосмоса» такова: наши космонавты в 2025 году покинут МКС, а страна сосредоточится на строительстве собственной национальной станции. Однако, как-то странно, согласитесь, 25 лет строить огромный модуль, чтобы эксплуатировать его всего четыре года?

И такая двусмысленность во всем. Например, Россия имеет обкатанные корабли «Союз», но потеряла доходную монополию на доставку на МКС американских астронавтов. Самое время поучаствовать «Союзами» в конкурентной гонке в новомодной индустрии космического туризма. Дешево, надежно и сердито, с ракетами под хохлому, с медведями в экипаже и балалайкой на панели приборов. Но в этом направлении не делается ни малейшего движения.

Полная неопределенность и в российских лунных проектах. Штаты планируют высадить астронавтов на Луну в 2024 году, в рамках программы «Артемида». С большой степенью вероятности так и произойдет, потому что космонавтика в США, благодаря партнерству государства и крупного бизнеса, переживает подъем. В «Роскосмосе» неопределенно говорят о 2030 годе, что в российских реалиях означает – «Бог знает, когда…».

Словом, о стратегических планах России по освоению космоса ничего неизвестно, резюмирует «Die Welt». Либо планы тщательно скрывают, либо их попросту нет. Пока эксперты сходятся во мнении, что Москва в последние годы растеряла накопленные в советское время космические «баллы». Россия, как космическая держава, стала неинтересна. Пионерским галстуком первопроходцев завладел Китай, который уже сейчас строит собственную космическую станцию, осваивает Луну и Марс.

Читайте также:

Белый дом озаботился зелеными человечками

Модуль «Наука» станет ядром национальной орбитальной станции?

Национальная космическая станция обеспечит будущее российской космонавтики