Россия и США установят правила политической игры в киберпространстве и Арктике?

Саммит президентов США и России в Женеве ушел в историю, но сам по себе историей не стал. После встречи Владимира Путина и Джо Байдена не родилось даже анекдотов, мемов и фотожаб, о чем все так мечтали. Вообще, ожидания сводились к двум моментам: либо Байден даст маху, споткнется, назовет Швейцарию Гондурасом, либо президенты, под давлением Путина, примут какое-либо судьбоносное решение, от которого мир вздрогнет. Но ничего такого не случилось. По крайней мере – в рамках официально заявленной повестки.

Прессе в Женеве пришлось сосредоточиться на анализе телодвижений президентов и умении держаться на публике, словом – кто из них виртуознее ловит упавшие шариковые ручки. Кое-что удалось разглядеть. Например, зарубежные СМИ отметили, якобы, нервозность Владимира Путина в первые минуты встречи с американским лидером. Это показалось журналистам странным, так как Путин за 22 года своей президентско-премьерской карьеры пять раз приветствовал новых президентов США. И все они были совершенно разными людьми, иногда весьма слабыми, на фоне российского президента-ветерана.

Однако, как отмечается, Владимир Путин исправил впечатление на блестящей пресс-конференции, уже после встречи с Байденом. После месяцев изоляции российский лидер с триумфом вернулся на международную трибуну – он невозмутимо парировал обвинения в кибератаках против США и отбился от обвинений по делу оппозиционера Алексея Навального, напомнив гражданам США о захвате Белого дома в январе 2021 года.

И напротив, Джо Байден начал протокольные мероприятия высокомерно по отношению к Путину, но на своей пресс-конференции (после встречи президентов тет-а-тет) выглядел потерянным и раздраженным. Байден даже нагрубил журналистке из CNN Кейтлан Коллинз, которая спросила – уверен ли американский президент, что Владимир Путин изменит свое поведение? «Я не уверен, что он изменит свое поведение – заорал Байден, тыкая в журналистку пальцем — Что вы, черт возьми, делали все это время?» Правда, позже Байден ворчливо извинился перед Коллинз, посоветовав не корчить из себя «слишком мудрую», или сменить профессию. Как написала британская газета «The Telegraph», эта сцена оставила после себя отвратительное впечатление.

На этом сенсации закончились. Разногласия между Россией и США по поводу Украины, кибератак и Алексея Навального сохранились. Главы государств традиционно заявили, что бесконтрольное ядерное оружие – это угроза миру, договорились вернуть своих послов в Москву и Вашингтон и договариваться дальше. То есть, саммит в Женеве ничуть не напоминал судьбоносный саммит в Вене между Кеннеди и Хрущевым, в 1961 году, после которого разразился Карибский кризис. Уступил он по накалу страстей и встрече Владимира Путина и Дональда Трампа в в Хельсинки, в 2018 году, после которого закрутилась шпионская эпопея по поводу «вмешательства российских хакеров» в избирательную систему США.

По-видимому, зримый результат женевской встречи Путина и Байдена заключается в том, что президенты сумели поговорить друг с другом лицом к лицу, а не на дуэльной дистанции. Джо Байден назвал тональность встречи хорошей и позитивной. Владимир Путин был более галантен: он сказал, что Байден – искусный профессионал. Он собран, знает, чего добивается и с ним надо держать ухо востро. То есть, совсем не тот «ходячий анекдот», каким его выставляет российская, да и американская пресса. Прокомментировать новый уровень российско-американских отношений редакция «Петербургской газеты» попросила ведущего научного сотрудника, руководителя Центра российско-американских отношений Института США и Канады РАН Павла Подлесного.


— Зарубежная пресса пишет, что все итоги саммита в Женеве свелись к коррекции личных отношений между президентами России и США. Путин, якобы, примирился с Байденом, назвав его «искусным профессионалом». Байден, в свою очередь, назвал встречу «позитивной». Так ли это, или реальные результаты саммита шире и интереснее?

— Отношения между Байденом и Путиным, по крайней мере, не стали хуже. Не факт, что лучше, но ничего негативного друг о друге они не сказали. Это нормально, по сравнению с тем, что позволял себе Джо Байден некоторое время назад.

Итоги собственно саммита очевидны. Никто не ожидал каких-то чудес и прорывов. Но главное, в Женеве была установлена «повестка дня» на годы правления администрации Байдена. Послов вернули к местам их службы. И хотя никаких серьезных документов не было подписано, зато президенты договорились приступить к обсуждению важнейших вопросов.

Первый – начнутся взаимные консультации по вопросам стратегической стабильности, в широком смысле слова. Второй – президенты достигли понимания, что кибербезопасность стала важным политическим фактором. Значит, надо обговаривать правила игры в этой сфере. Байден, как мы знаем, передал Владимиру Путину список из 16 американских организаций, хакерские атаки на которых недопустимы. Наша сторона его изучит, возможно, предоставит встречный список.

Также договорились, как две арктические державы, далее взаимодействовать в вопросах освоения Арктики. Если по обсуждаемым в Женеве темам будет прогресс, значит, встреча Путина и Байдена была не напрасной. Была ли на переговорах «секретная часть» по Китаю? Это вряд ли. Джо Байден, единственно, предупредил, что зависимость от Китая плохо обернется для России. Предупредил и спасибо.


— Ваше личное мнение – станет ли встреча в Женеве переломным моментом к улучшению отношений между Россией и США? Или страны продолжат пробивать «дипломатическое дно»?

— Не надо торопиться. Стратегическая стабильность, кибербезопасность, Арктика – это круг проблем, который в Женеве очертили на годы. Если по ним будет движение, тогда встреча станет некоей точкой отсчета к оптимизации отношений. Но придется подождать с выводами, чтобы не получилось как с Дональдом Трампом в Хельсинки. Тогда тоже договорились о взаимной кибербезопасности, но вернувшись в США Трамп отказался от своих слов. Надеюсь, с Джо Байденом такого не повторится.