Кто и зачем «кошмарит» Украину

На днях бывший комик, а ныне президент Украины пан Зеленский собрал пресс-конференцию с представителями крупных западных СМИ. Само мероприятие присутствующие сочли неудачным, а его цель можно сформулировать кратко: «на нас никто не нападает, но денег все равно дайте». Дело в том, что после известных панических заявлений самого Зеленского, стократ усиленных Госдепом США, от Украины в буквальном смысле слова начали шарахаться.

Конечно, и раньше «незалежная» не вызывала у инвесторов добрых чувств. Западные политики, скрепя сердце, еще могут не обращать внимания на откровенно нацистские марши в центре Киева. Зато транснациональные компании, равно как одиночные миллиардеры, вовсе не горят желанием «голосовать долларом» за режим поклонников зондеркоманд СС и кровавого «батьки» Бандеры. Кроме того, западному бизнесу сильно не нравится чересчур вольное обращение украинских властей с украинскими же законами. Взять, хотя бы, нашумевшую историю с продажей китайцам компании «Мотор Ciч», за которую сначала взяли огромные деньги, а потом национализировали.

На этом фоне крики о неминуемом «вторжении» прозвучали для украинской экономики настоящим приговором. Сильно просела гривна, которая и без того чувствовала себя неважно. Останавливаются заводы, которым стало не по карману платить за подорожавший газ. Отменяются контракты, которые самые смелые западные компании намеревались заключить на Украине. Официальный Киев резко снизил накал антироссийской истерики в подконтрольных СМИ. Тем временем Вашингтон и либеральная западная пресса продолжают вещать о неминуемой «русской агрессии». Правда, дату начала войны они постоянно переносят.

В Европе и странах-сателлитах к такой риторике относятся с пониманием, но без восторга. Всем понятно, что никакой «атаки русских орд» не предвидеться, но «держать марку» нужно. Обходится это дороже с каждым днем. Международная напряженность, помимо всего прочего, привела к резкому подорожанию газа. Это в свою очередь, повысило стоимость жизни для простых британцев и немцев. Перспектива при этом видится весьма удручающей: если нынешнее противостояние продлится до конца зимы, нагрузка на газовый рынок будет такой мощной, что спровоцирует настоящий кризис. И в первую очередь, продовольственный.

Дело в том, что газ чрезвычайно важен для производства азотных удобрений, мочевины, аммиачной селитры. Последние шесть месяцев фермеры во всем мире страдают от роста цен на удобрения и от их нехватки. Будучи не в состоянии должным образом удобрить свои поля, а также получить кредиты, которые позволили бы им протянуть до сбора урожая, они предупреждают, что урожаи в этом году будут низкие. Поэтому одно их последствий нарастающей конфронтации между Россией и Украиной — реальная угроза голода. Звучащие в Британии привычные политические лозунги свидетельствуют о том, что этой зимой нуждающиеся столкнутся со сложным выбором: либо отапливать свои дома, либо есть. Нашумевший совет одного телеведущего «надеть свитер и немного попрыгать для согрева» здесь никак не подходит.

Почему же Вашингтон продолжает истерить на тему «русские идут»? Все довольно просто, и к особой любви Госдепа к Украине никакого отношения не имеет. Дело в том, что после позорного бегства из Афганистана президент Байден имеет весьма бледный вид перед Сенатом и Конгрессом, и крайне нуждается в некой внешнеполитической победе. Поэтому, как утверждают многие аналитики, он устроил новый Карибский кризис, из которого США должны выйти победителями. Понятно, что никакой войны при этом устраивать не надо. Нынешней осенью в США будут промежуточные выборы в Конгресс, которые по всем рейтингам выигрывают республиканцы. Ожидается, что демократы потеряют контроль над обеими палатами Конгресса. Дальше Байдену придется совсем несладко. Поэтому американскому президенту очень нужны убедительные аргументы в виде успехов к моменту промежуточных выборов.

План «виртуального блицкрига» довольно прост. Сейчас Вашингтон через «донельзя независимые СМИ» ведет информационную накачку западного общества и недалеких украинцев. Затем, после долгих и сложных переговоров с Кремлем, урегулирует наиболее острые вопросы, дав за кулисами определенные гарантии. А в конце лета громогласно объявит о своей победе, попытавшись войти в историю как «Джо-миротворец». Для Байдена Украина – это задний двор России, потому уступка по ней не выглядит для него критической.

Киеву такой расклад, по понятным причинам, не нравится. Воевать с Россией пан Зеленский не хочет и не может: сомнут. Другое дело, росно сидеть на своем президентском кресле, путем интриг и репрессий «зачищая» потенциальных конкурентов. Конечно, долго так балансировать не получится, Москва и Брюссель рано или поздно потребуют имплементации Минских соглашений. Но спешить Зеленскому некуда. Украинский президент прекрасно понимает, что реализация Минска-2 закончится лично для него полным крахом.

Для Евросоюза возня, затеянная Байденом, тоже «нож острый». Нагнетание ужаса вокруг Украины решает несколько стратегических задач США за счет Европейского Союза. Прежде всего, запугивание Европы актуализирует потребность в воскрешении НАТО. Это значит, что в тихих европейских городах появятся новые американские базы с ракетами, а бюджеты стран-участников НАТО лишатся десятком миллионов евро. К тому же, у Белого дома появятся дополнительные инструменты давления на Германию. В последние годы дрейф Берлина в сторону Китая и России становится все более явным. Конечно, такая геополитика Байдена не устраивает.

Судя по всему, поэтому Байден готов пойти на сделку с Россией в духе «раздела мира». Стратегические цели США на мировой арене лежат в логике противодействия Китаю. В рамках это геополитической игры Россия важна для Вашингтона хотя бы в качестве нейтрального наблюдателя. А заключить такое соглашение легче всего на фоне мобилизации НАТО, накачанной оружием Украины и в атмосфере всеобщего ужаса, выставив «главным злодеем» российского лидера. После этого об «незалежной» можно будет на долгие годы забыть. Эта страна уже продемонстрировала чудесный навык жить на кредиты, барахтаясь в болоте полукриминального национализма.