Вирус русофобии обошел стороной Восточную Германию

Хотя ФРГ в целом прогнулась под давлением Соединенных Штатов и поддерживает антироссийские санкции, в стране остался уголок дружелюбного нейтралитета – это Восточная Германия. Социологические опросы, проведенные в федеральной земле Саксония, показали, что восточные немцы по прежнему уважают Россию и ностальгируют по временам ГДР и СССР.

Даже после начала конфликта на Украине жители Восточной Германии не изменили своего отношения к Владимиру Путину и российскому народу. Более того, действия России в сложившейся ситуации находят понимание в Дрездене, столице Саксонии, пишет издание «The Washington Post».

Вообще в Саксонии, самой плотно заселенной земле Восточной Германии, около 68 процентов жителей не торопятся вставать на сторону условного Запада. По данным соцопросов, большинство немцев там считают, что правота есть и на стороне Украины (плюс Европа) и на стороне России, хотя обе страны наделали массу ошибок. А истина, как обычно, где-то рядом. Также в Восточной Германии сорвалась кампания по демонизации образа президента России Владимира Путина. Напомним, во время службы в комитете госбезопасности СССР, в 1980-е годы, Путин работал именно в Дрездене, в штаб-квартире КГБ. Около 40 процентов немцев признались, что не поменяли своего отношения к российскому лидеру после начала конфликта на Украине. В отличие от жителей западных земель, восточные немцы считают, что Владимир Путин не угрожает национальной безопасности Германии.

Этот общественный феномен «The Washington Post» объясняет тем фактом, что восточная часть Германии более сорока лет была социалистическим государством под крылом могучего СССР. В школах ГДР русский язык входил в список предметов, обязательных для изучения. Даже после распада Советского Союза, его преемница – российская Федерация, сумела в трудные 1990-е годы сохранить экономические и культурные связи с Восточной Германией. В XXI веке эти связи еще более углубились благодаря личной симпатии российского президента к немецкому народу.

В частности, в 2009 году Владимир Путин во время визита в ФРГ получил «Саксонский орден благодарности». События на Украине заставили политиков в Берлине стать более агрессивными: канцлер Олаф Шольц буквально брызжет ядом в сторону Москвы. На этом фоне премьер-министр Саксонии Михаэль Кречмер выглядит белой вороной: он не хочет занимать чью-либо сторону в условиях очередного глобального противостояния.

Кречмер считает, что Россию нельзя просто так «отметить». Даже в новой сложной реальности надо искать компромиссы. «Россия — это факт. И она прямо здесь» — утверждает премьер-министр. Эта близость к России и делает позицию Германии отличной от позиции США. Михаэль Кречмер поддержал отказ федерального правительства ввести эмбарго против российской нефти и газа. По его мнению нельзя ставить крест на взаимозависимости России и Европы — это сделает ситуацию совершенно непредсказуемой.

Украинские националисты

Мнение премьера разделяет большинство немцев в Саксонии и это нормально: в 2021 году федеральная земля получила 84 процента импортированных энергоресурсов именно из России. О природе дружеских чувств восточных немцев к российскому народу «Петербургской газете» рассказал политолог Валентин Селиванов. — Восточная Германия сейчас выглядит островком разума и миролюбия посреди моря русофобии, затопившего Европу. Как бывшим гражданам ГДР удалось сохранить теплые чувства по отношению к России? — Немалый опыт жизни при социализме, позволяет восточным немцам сравнивать две модели мироустройства. Надо сказать, многие со временем оценили достоинства СССР-

ГДР и поняли суть российской модели, так что не испытывают инфернального страха перед «ужасными русскими». Не раз приходилось слышать, что немцы жалеют о сближении с США после падения Берлинской стены и воссоединения страны. Надо было идти к союзу с Москвой. Кстати, дружеское отношение советских солдат к жителям ГДР также многие помнят. Даже те из немцев, кто в 1980-е годы был еще ребенком. Эта симпатия лежит в основе ностальгии по советским временам. Она является своего рода иммунитетом от вируса русофобии.