Уголовное дело и арест Владимира Евтушенкова: причины и мнения

После выемки документов сотрудниками СК и ФСБ в офисе «Системы» и допроса Евтушенкова следователи предъявили ему обвинение по ст. 174 ч.4 УК (легализация и отмывание денежных средств). В тот же день Басманный суд поддержал меру пресечения обвиняемого — домашний арест, который он отбудет в загородном имении в деревне Жуковка в Подмосковье. Евтушенков вплоть до 16 ноября будет лишен возможности пользоваться средствами связи, интернетом и почтой. Видеться ему разрешили только со следователями, адвокатами и работниками ФСИН.

Предыстория дела такова. В 2003 году, как полагает следствие, используя положение своего отца сын экс-президента Башкирии Урал Рахимов незаконно приватизировал акции самых прибыльных нефтехимических активов регионального ТЭКа. А в 2009 году реализовал их за 2,5 млрд долларов АФК «Система».

По версии обвинения, Владимир Евтушенков способствовал легализации похищенной у государства собственности, выкупив ее к тому же по заведомо низкой стоимости. В частности, потерпевшая сторона в лице Министерства земельных и имущественных отношений Башкирии подала гражданский иск в суд на 7 млрд долларов. Более того, якобы Урал Рахимов получил солидный откат при продаже акций компаниям Евтушенкова, а посредником в его передачи выступил Левон Айрапетян — журналист и основатель ИД «Собеседник». Именно Айрапетян стал первым обвиняемым по этому делу, пребывая ныне в СИЗО. Второй фигурант, Урал Рахимов, скрывается в Австрии и объявлен в международный розыск. Следствие уверенно, что вопрос о его экстрадиции будет вскоре решен.

Эксперты сходятся во мнении, что уголовное дело и арест Владимира Евтушенкова не имеет под собой политического окраса. Ничего личного — только бизнес. Ибо на кону поставлены чрезвычайно прибыльные энергетические активы целого региона. Главным претендентом на них выступала «Роснефть» — госкомпания Игоря Сечина, обладающая одними из самых мощных административно-финансовыми возможностями в стране. Вероятно, не добившись мирной продажи башкирских активов, Сечин решил по согласованию с вышестоящими кругами применить отработанную схему с силовым воздействием. По другой версии, многим в «элите» не понравилось желание Евтушенкова разместить «Башнефть» на Лондонской бирже, тем самым придав ей статус транснациональной и имеющих зарубежных бенефициаров компании.

Более второстепенной причиной давления на Евтушенкова называют вхождение вместе с «Башнефтью» в одно из месторождений по добычи нефти «Лукойла», что явно не устроило крупные госкомпании.

Ряд СМИ написали, что арестованный олигарх, еще будучи в статусе свидетеля, пытался с лета этого года добиться встречи с Владимиром Путиным или найти поддержку в его администрации, в частности, у главы АП Сергея Иванова. Но этого якобы не произошло, что свидетельствует, по мнению наблюдателей, о самой высокой заинтересованности в данном деле.

Владимир Евтушенков никогда не позиционировал себя в качестве политизированного олигарха. Более того, учитывая структуру активов АФК «Система», его также нельзя назвать сырьевым или финансово-спекулятивным российским капиталистом. Ранее он входил в близкое окружение экс-мэра Москвы Юрия Лужкова, что позволяло влиять на многие управленческие решения в столице. Евтушенков в 90-е имел отношение к созданию блока «Отечество — вся Россия» и последующего его вливания в «Единую Россию».

Ряд заинтересованных лиц назвали арест и уголовное дело на Владимира Евтушенкова крайне пагубным и политически мотивированным. По словам главы «Роснано» Анатолия Чубайса, эта инициатива существенно ухудшит бизнес-климат в России, особенно в нынешний период стагнации экономики.

Отсидевший 10 лет за налоговые преступления и отмывание денежных средств экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский назвал действия «Игоря Ивановича (прим.ред. — Сечина) верхом неумности и алчности». Бывший олигарх охарактеризовал действия главы «Роснефти» как попытку выслужиться перед Путиным в деле повышения нефтедобычи. Но, не умея профессионально управлять и работать, он предпочитает старый испытанный метод — присвоить чужое имущество. А что касается самого президента, то он видимо, просто не видит, что творится у него под носом, резюмировал Ходорковский.