Назначен новый руководитель ВЭБ. Ждём разворота в политике банка?

По сообщениям официальных источников, Президент Владимир Путин 26 февраля отправил в отставку председателя Внешэкономбанка Владимира Дмитриева. Дмитриев занимал эту должность на протяжении 12 лет.

Новым руководителем ВЭБа назначен Сергей Горьков. Он станет семнадцатым главой Внешэкономбанка за всю историю этого финансового института и, всего лишь четвёртым за тот период, когда ВЭБ имел имел какое-то отношение к российской политике.

После распада СССР ВЭБ некоторое время существовал по инерции, никого особо не интересуя в российском руководстве, как и многие подобные ему союзные учреждения. В поле зрения Бориса Николаевича Ельцина он попал, когда встал вопрос о приведении в порядок оставшихся после СССР долгов. Известная формула, в соответствии с которой Россия брала на себя погашение всех советских внешних долгов в обмен на всю совзагрансобственность нуждалась в практической реализации.

В 1995ом году Ельцин принял решение передать ВЭБу работу по обслуживанию советского долга и вопрос о назначении руководителя этого финансового института стал не только профессиональным, но и политическим.

По воспоминаниям ряда финансистов того периода, в частности – совладельца Банка Империал Сергея Родионова, кандидатура первого «политназначенца» на пост руководителя банка – Андрея Костина была выбрана и представлена Ельцину тогдашним председателем ЦБ РФ Сергеем Дубинным еще до начала предвыборной кампании 1996го года. И Дубинин и Костин познакомились во время работы в Империале, где Костин пользовался репутацией хорошего и, при этом, не ангажированного политическими группировками того времени, специалиста именно по теме долгов бывшего СССР. Выбор, по словам Родионова, был практически безальтернативен, так как среди знакомых Дубинина специалистов аналогичного уровня по этой тематике просто не было да и, в целом, в этой сфере деятельности в тот период мало кто работал столь же системно, как это делал Империал и искать других спецов такого уровня было просто негде.

Однако предвыборная лихорадка отвлекла первого российского Президента от финансов и назначение состоялось только в декабре 1996го года.

Последующее развитие банка было в значительной степени предопределено Костиным. Закончив «расчистку» вопроса с советскими долгами, он поставил вопрос о преобразовании ВЭБ в специализированный институт развития, в каковом статусе ВЭБ по настоящее время и пребывает.

Еще в начале 2000 года, после прихода к власти Владимира Путина, Костин задумал и попытался реализовать амбициозный план по объединению двух структурно и функционально схожих финансовых институтов – Внешэкономбанка и Внешторгбанка. Однако, в процессе аппаратной борьбы с Виктором Геращенко, претендовавшим на позицию руководителя ВТБ, Костин не смог доказать руководству страны полезность полного объединения двух структур.

В результате, в 2002 году сам он был переведён руководить Внешторгбанком, а ВЭБом продолжали последовательно управлять два члена его команды – Владимир Чернухин и Владимир Дмитриев (назначен в 2004ом). Вектор развития ВЭБа, заданные в 2000ом году сохранялся, всё это время неизменным.

Но, проходит время и становится ясно, что эта идейная и финансовая программа действий в новых условиях уже нуждается в существенной корректировке. Длительное время обеспечивавший финансовую стабильность путинских инфраструктурных мегапроектов, таких как Олимпиада в Сочи, ВЭБ сейчас уже сам нуждается в реструктуризации деятельности и новом взгляде на собственный бизнес.

Новое назначение – первая в новейшей истории ВЭБ «кадровая интервенция» не из окружения его старого шефа Костина, а из окружения руководителя Сбербанка России Германа Грефа.

В пятницу вечером первый вице-премьер Игорь Шувалов представил Сергея Горькова коллективу ВЭБа и поблагодарил Дмитриева за работу. Шувалов заявил, что ВЭБ должен сохраниться как институт развития.

Горьков же, хотя и пообещал не устраивать кадровых чисток, но вряд ли остановится перед тем, чтобы поставить на ключевые позиции тех, с кем ему привычно и комфортно работать. Наблюдатели отмечают, что серьёзные кадровые изменения в банке просто неизбежны, так же как и неизбежен крутой разворот в его деятельности.

Можно ожидать, что целый ряд дочерних организаций ВЭБа будут выведены новым Председателем Правления за его контур, а проблемные долги, такие как долги государства и частных организаций по той же Олимпиады – реструктурированы и, возможно, переданы в специально организованный «банк плохих долгов».

Сергей Горьков — выпускник Академии ФСБ. Позднее он окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. Он отвечал за кадры банке «Менатеп», в ЮКОСе и «ЮКОС-Москве», с 2008 г. – занимал позицию директора департамента кадровой политики Сбербанка, с 2010 г. – должности члена правления и заместителя председателя правления, курировал международные операции банка.