«Фонтанка» подыгрывает комбинатам, желающим отбросить рынок соцпита назад в 90-е

СМИ уличили «Фонтанку» в необоснованных нападках на главу Управления социального питания (УСП) Петербурга Алексея Барабанщикова. Ранее вышел материал журналиста этого издания Александра Ермакова, где он связывает нападение на руководителя УСП, которое произошло несколько дней назад, с якобы сделанной им презентацией Смольному итогового проекта реформы соцпита.

В публичном доступе документа нет, но Ермаков заявил, что он в курсе его содержания. По заявлению журналиста, реформа якобы предусматривает передачу прав организации торгов на поставки школьного питания городскому Комитету по госзакупкам (КГЗ) и укрупнение лотов в среднем с 40 до 200 млн рублей. Это лишает возможности многие частные и городские предприятия участвовать в конкурсах, добавил он.

Сегодня, согласно условиям тендеров, чтобы доказать свою способность выполнить контракт, у комбината должен быть ранее выполнен хотя бы один контракт на сумму не меньше 20% от начальной максимальной цены будущего договора. Получается, если НМЦК лота составляет 140 млн рублей (в него могут входить несколько контрактов), то у поставщика должен быть выполнен хотя бы один контракт на сумму 28 млн рублей.

Отметим, что средняя стоимость контракта на поставку питания в школы Петербурга на сегодняшний день составляет около 10-15 млн рублей. По мнению Ермакова, новые правила не позволят комбинатам поучаствовать в торгах и на рынке школьного питания произойдет «передел».

В прошлом году Комитет по госзакупкам провел несколько конкурсов по новой схеме, но их отменили по решению ФАС, о чем писала сама «Фонтанка». Каждый из лотов составил 200 млн рублей (решалась судьба контрактов на организацию питания в школах Приморского района Петербурга), поэтому у комбинатов-претендентов должен был быть исполненный контракт на 40 млн рублей. Однако средняя стоимость одного контракта внутри лота не превышала 18 млн, установила ФАС. Антимонопольщики признали укрупнение лотов неоправданным, так как заявленный КГЗ 20% порог не может быть выше средней стоимости контракта – по действующему законодательству. Для проведения торгов комитет должен был раздробить лоты так, чтобы их начальная цена не превышала 90 млн рублей.

На недостатки схемы по укрупнению лотов указывал сам председатель КГЗ Александр Жемякин. По его словам, в целом, система рабочая, так как позволит городу сэкономить деньги, но ее следует доработать. Жемякин подчеркнул, что во время торгов за крупные лоты комбинаты охотнее идут на снижение цены, так как это выгодно всем. Поэтому необходимо менять закон, а также учитывать во время торгов стоимость не одного выполненного контракта, а всех, добавил он. По словам чиновника, такая система не помешала бы многим предприятиям участвовать в конкурсе.

Учитывая эти обстоятельства, версия Ермакова о реформе соцпита с укрупнением лотов выглядит несостоятельной — это невозможно при нынешнем законодательстве. Поэтому в СМИ считают, что материал «Фонтанки» — это вброс, направленный на дискредитацию Барабанщикова.

Ранее «Фонтанка» критиковала разработанный УСП Единый стандарт питания, исказив исходные данные документа. Например, в описании используемых для приготовления еды продуктов разрешенные оказались в списке запрещенных и наоборот. Кроме того, журналисты «Фонтанки» часто приписывают Барабанщикову связи с «КСП Красносельского района». По их мнению, реформа соцпита продавливается якобы «специально ради него». Однако чуть раньше «Фонтанка» сама писала, что глава УСП якобы покровительствует частным комбинатам в ущерб городским.

В СМИ считают неслучайной информационную атаку «Фонтанки» на Барабанщикова, которая произошла за день до физического нападения на него. Ведь у журналистов в числе первых оказалось видео с места происшествия. Также в распоряжении «Фонтанки» появилось заявление чиновника в полицию. В прессе объясняют это возможными связями издания с нападавшими. Однако неизвестно, кто может быть заказчиком информационных и физических атак на главу УСП и ведомство в принципе.

Реформа в системе проведения госзакупок действительно может случиться, но не при условиях, описываемых Ермаковым. Как пишут в СМИ, организатором торгов, вероятно, действительно сделают КГЗ, а не администрации районов. Это позволит избежать коррупции на районном уровне и может нанести урон недобросовестным частным комбинатам. Не секрет, что комбинаты-частники – далеко не святые. Так, ранее антимонопольное ведомство уличило в картельном сговоре восемь предприятий, в том числе и крупного поставщика «Артис-Детское питание».

Кроме того, произошел резкий прирост контрактов у «ТЗБ «Петроградская» с приходом Константина Серова на пост главы администрации во Фрунзенский район. Находящаяся на грани банкротства компания выиграла за последние несколько лет почти все тендеры на обслуживание детсадов и школ в районе. Пару лет назад в Невском районе (тоже при Серове) случился расцвет другого комбината — «ТЗБ», принадлежащего Вере Лобановой. «ТЗБ «Петроградская» владеет ее сын Евгений Лобанов.

Некоторые петербургские комбинаты держат свои кафе и рестораны прямо в зданиях администраций. Например, у «Фирмы Флоридан» есть кафе в администрации Василеостровского района, а у «Серны» — в администрации Выборгского района. Кроме того, совладелица «Серны» имеет ресторан «Империя» в здании администрации Калининского района. Последний ни разу за семь лет не заплатил городу за аренду помещения при полном попустительстве чиновников районной управы.

По мнению «Фонтанки», именно эти фирмы станут «жертвами» реформы. Однако передача прав на проведение торгов от районных администраций к КГЗ будет единственным выходом в борьбе со сговорами между чиновниками и комбинатами. Именно эти изменения могли спровоцировать нападки «Фонтанки» на главу УСП Барабанщикова и всех причастных к разработке реформы.