Татулова и «кишечные паразиты»



К шутливым утверждениям «можно бесконечно наблюдать за тем, как блондинка паркует автомобиль, как льется вода» можно смело, но вполне серьезно добавить «как Татулова рассуждает о бизнесе». Но в последнем своем опусе-потоке сознания на эту тему бывший омбудсмен по МСП и нынешний колумнист СМИ-иноагента TheBell





*





превзошла по степени безграмотности и абсурда свои предыдущие достижения. Суть ее многословных экзерсисов — обязательные неналоговые платежи душат и убивают бизнес. Виновато в том, разумеется, государство и созданные им «окологосударственные нахлебники», которых Татулова сравнивает с «кишечными паразитами, отравляющими токсичными отходами своей бессмысленной жизнедеятельности».



К этому определению мы еще вернемся, а пока констатируем то обстоятельство, что по существу обсуждать аргументы Татуловой не имеет смысла по простой причине — их нет. Нельзя же считать таковыми ссылки в качестве серьезного источника на безымянную детскую энциклопедию или заведомо шулерские цифры (более 200 неналоговых платежей, когда по сильно завышенным оценкам Минфина их не более 87). Тезисы Татуловой сводятся к ее личным спекуляциям на заданную тему с ангажированным результатом.



А вот по поводу общего пафоса ее публикации поразмышлять стоит. Татулова декларирует, что защищает бизнес от неналоговых сборов, при этом демонстрируя непонимание сути и юридического статуса. Их определение звучит так: «Неналоговый сбор — обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в отношении плательщика органами власти (их должностными лицами) юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий, квот, лимитов) на разовое или временное их использование».



Ключевое понятие в данном случае — взимание этих платежей органами власти. В Бюджетном и Налоговом кодексах к неналоговым видам относят плату за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные и торговые сборы. Также к ним относят плату за конкретные услуги — за аэронавигационное обслуживание, за лоцманские проводки, госпошлина, за охрану труда, за противопожарную безопасность и прочее. С 2017 введен мораторий на новые неналоговые платежи. Сумма поступлений от этих налогов в 2021 исчислялась 1,5 трлн руб и была полностью перечислена в бюджет, а не в «частный карман», как утверждает Татулова.



Крайняя некомпетентность в понимании бюджетного процесса и незнание базовых положений НК и БК и в этот раз сыграли с Татуловой злую шутку.



Оказание коммерческих услуг она сознательно или из-за упомянутой дремучести выдает за обязательные неналоговые платежи, при этом игнорируя обстятельство, что если уж ты хочешь заниматься бизнесом, то должен соблюдать в интересах общества определенные правила и условия, касающиеся, к примеру, борьбы с контрафактом посредством системы ЕГАИС или необходимости соблюдать специальные условия оценки труда.



По смыслу своих инвектив Татулова по существу обвиняет не государство, а своих конкретных коллег по бизнесу за то, что они, оказывая услуги, просят за них заплатить. Покупки и установка тахографов, как пишет Татулова, стоит 35 тыс руб за штуку, сертификат на продукцию — 50 тыс руб, использование программного обеспечения — 2900 руб и так далее. А что, разве все эти материальные блага и услуги должны Татуловой и некоему кругу бизнесменов оказывать бесплатно такие же предприниматели? Что-то не слышно, как Татулова безвозмездно кормит своими пирожными, к примеру, сборщиков платы с грузовиков свыше 12 тонн Платон за амортизацию автодорог. Иначе вряд ли она получила бы, (несмотря на утверждение, что после перечисления всех неналоговых платежей у предпринимателя практически ничего не остается,) прибыль в 2021 в размере около 700 млн руб.



При этом в большинстве случаев (исключая требования общественного характера) действует железное правило — хочешь получить услугу — плати. Желаешь летать на частном самолете — плати аэронавигационный сбор, хочешь перевозить фурами грузы — плати дорожные сборы, хочешь использовать передовую компьютерную программу — плати ее создателям и так далее.



Иная трактовка, которую отстаивает Татулова, означает, что она действует с позиций — напомним ее слова — «кишечных паразитов, отравляющих токсичными отходами своей бессмысленной жизнедеятельности».



В фантастическом мире, который сконструировала Татулова, как следует из ее повторяющихся текстов, имеет право существовать только один вид бизнеса — который никому и ничего не платит (исключая мизерный бюджетный налог), и который обязаны поддерживать государство, общество и, разумеется, просветленный и прогрессивный западный мир.



Абсурдность и пира-расчетливость таких публикаций, равно, как и их вред для честного бизнеса, оценили многие предприниматели, ранее попавшие под демагогическое красноречие экс-омбудсмена. Вот «рецензия» на ее пост вполне конкретного бизнесмена: «Анастасия, доверие к вам снижается после таких эмоциональных высказываний без какой-либо статистики по этому рынку, не превращайтесь в очередного Навального.




Давайте меньше эмоций, больше аналитики и здравых рассуждений, прошу вас». А это означает, что стратегическая задача Татуловой — формировать под себя социальную базу с электоральными амбициями — провалена.




*Признан СМИ-иноагентом Министерством юстиции РФ