Против присоединения многократно выступал депутат Госдумы Сергей Боярский, делая громкие заявления на заседаниях разных комиссий и в СМИ. Как удалось выяснить Лайфу, Боярский-младший и Михаил Смородкин давно знакомы, а их бизнесы в течение нескольких лет были косвенно связаны. Кроме того, у главы цирка на Фонтанке, как выяснил Лайф, возможно, был и высокий покровитель внутри министерства.
Южный полюс
Михаил Смородкин. Фото: © «Радио Балтика»
В Питер Михаил Смородкин попал из сочинского цирка. Ему доверили очень ответственную работу — предстояло завершить стройку перед Олимпиадой. Со своей задачей он хорошо справился, поэтому в августе 2015 года Смородкина перевели из Сочи на новый большой проект — в питерский цирк на Фонтанке, в котором начали масштабную реставрацию.
До того как Смородкин пошёл служить в сочинский цирк, он активно занимался бизнесом. Одним из его компаньонов был Максим Кононов, ныне занимающий должность замдиректора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры. И оба они засветились в компаниях, косвенно связанных с бизнесом Сергея Боярского.
Боярский-младший, его бизнес-партнёр Ильдар Тенишев, а также актёр и певец Михаил Боярский в начале 2000-х приняли участие в строительстве в Санкт-Петербурге ТРК «Южный полюс» на улице Пражской. Соинвестором был водочный магнат Александр Матт. В 2006 году Боярские и Матт открыли торгово-развлекательный комплекс.
В мае 2008 года по адресу, где расположен ТРК «Южный полюс», была зарегистрирована компания «Пражская-1», занимающаяся деятельностью ресторанов и услугами по доставке продуктов питания. Согласно базе СПАРК, в этой компании в разные годы имели доли Максим Кононов и Михаил Смородкин, а гендиректором с 1 января по 30 июня 2009 года была Лилия Сначева. Ровно в эти же даты она параллельно являлась гендиректором компании «Экстра клаб», где, согласно СПАРК, у Сергея Боярского и Ильдара Тенишева до сих пор 25%.
В 2009 же году Лилия Сначева была гендиректором ещё одной, ныне закрывшейся фирмы, связанной с обоими Боярскими, — компании «Авия», где 50% принадлежали Ильдару Тенишеву, а в уставном капитале «Авии» принимало участие ООО «Хаус-маркет». Согласно базе Kartoteka.ru, сейчас 25% «Хаус-маркета» принадлежат Боярскому-младшему, 40% — Ильдару Тенишеву, а 10% — Михаилу Боярскому.
Также Кононов и Смородкин имели доли в компании «Южный полюс», зарегистрированной по адресу одноимённого торгово-развлекательного комплекса в ноябре 2009 года. Бизнес-партнёрам принадлежало по 20% до марта 2010 года.
Максим Кононов отказался разговаривать с Лайфом, сославшись на занятость. Михаил Смородкин подтвердил, что был раньше связан с фирмой «Южный полюс», которая управляла боулинг-клубом на территории одноимённого ТРК. При этом он отметил, что дел с Сергеем Боярским лично никогда не вёл.
— Лично с Боярским у меня не было связи. Весь город знает, что он был одним из соучредителей этого торгово-развлекательного комплекса, но лично с ним никаких связей не было, — сказал Смородкин. — Мы были простыми арендаторами, как и множество других, и строили отношения на основании договора. Даже не с акционерами, а была управляющая компания, с которой мы вели переговоры и расчёты. В тот момент, когда мы пришли в «Южный полюс», Боярский и его партнёры продали этот ТРК компании Fort Group.
На самом деле сделка по продаже ТРК состоялась чуть позже — в конце марта 2010 года — она разрешила затянувшийся спор за право владения торгово-развлекательным центром между Боярскими и Александром Маттом.
Сергей Боярский рассказал Лайфу, что «очень давно знаком» с Михаилом Смородкиным — они оба являются активными болельщиками футбольной команды «Зенит». Но при этом депутат отметил, что совместного бизнеса у них никогда не было.
— Компания «Южный полюс» просто зарегистрирована по адресу ТРК «Южный полюс». Совместной деятельности мы не вели, — подчеркнул Боярский-младший.
Короли боулинга
Фото: © Flickr / Sjors Ruijgrok
Выходцы из Санкт-Петербурга, бывший директор цирка Смородкин и чиновник Минкульта Кононов, раньше активно занимались развитием боулинга в Северной столице. Этот бизнес они начали после того, как к концу первого десятилетия 2000-х прогорел боулинговый король Санкт-Петербурга — Владислав Шустеров, связанный с компанией «Боулинг сити». Фирма планировала создать в Петербурге крупнейшую сеть боулинг-клубов. Четыре заведения им удалось открыть, в том числе в торгово-развлекательных комплексах «Южный полюс», «Июнь», «Меркурий», а также боулинг-клуб на Сенной. Но вскоре у Шустерова начались серьёзные финансовые проблемы и своё «боулинговое детище» он забросил.
Помимо клуба в ТРК «Южный полюс» компаньоны Кононова и Смородкина по боулинг-бизнесу в 2013 году пришли ещё на одну площадку, которой раньше занимался Шустеров, — в ТРК «Июнь», создав юрлицо «Боулинг июнь».
Согласно базе СПАРК, в разные годы у Смородкина были доли в компаниях «Боулинг адамант», «Боулинг Гатчина» и фирмах «Феличита» и «Фаворит», также связанных с боулингом. Кононов владел компанией «Фаворит» в течение трёх лет, а также был связан с компанией «Боулинг холл».
Перейдя на работу в Минкультуры, Максим Кононов вышел из всех этих компаний. Боулинговая империя, которую он строил со Смородкиным и другими компаньонами, сейчас фактически развалилась. Фирмы «Южный полюс», «Феличита» и «Боулинг холл» прекратили деятельность в январе 2016 года. «Боулинг Гатчина» и «Боулинг июнь» находятся в процессе реорганизации. Действуют лишь «Боулинг адамант» и «Фаворит».
Согласно СПАРК, летом 2015 года владельцем компании «Фаворит» в течение месяца был Михаил Смородкин. Позже, 1 сентября этого же года, фирма подаст три иска в Арбитражный суд Санкт-Петербурга к компании «Боулинг июнь», задолжавшей почти 8 миллионов рублей за аренду имущества более чем за год. В ноябре суд взыскал эту сумму с «Боулинг июнь» и обязал возвратить имущество — кеглеводы, дорожки для боулинга, комплекты мебели и другое оборудование.
Впрочем, Смородкин к этому разбирательству уже никакого отношения не имел. К августу 2015 года он избавился от своего бизнеса.
— Я хотел себя попробовать в другой отрасли, поэтому продал бизнес, — сказал Лайфу экс-директор Цирка на Фонтанке, не раскрывая деталей. — Во-первых, это очень большая и долгая история. Если я даже сейчас начну что-то по ней рассказывать, это разговор даже не одного часа. Во-вторых, это было настолько давно, что я думаю: какой смысл сейчас это вообще поднимать.
Что за цирк?
Фото: © РИА Новости/Владимир Вяткин
Карьера директора цирка у Смородкина складывалась, казалось бы, блестяще. В декабре 2015 года был торжественно открыт Цирк на Фонтанке после реставрации, длившейся с лета 2014 года, — уникальное здание, построенное в конце XIX века по инициативе итальянца Гаэтано Чинизелли, находилось в плачевном состоянии. Коммуникации давно устарели, требовалось обновить купол, да и на зрительские кресла было страшно смотреть.
Минкультуры выделило на ремонт 900 миллионов рублей из федерального бюджета, при этом здание цирка принадлежало Санкт-Петербургу. В августе 2015 года ведомство назначило и.о. директора Смородкина.
15 декабря этого же года он принимал в цирке высоких гостей. По обновлённому зданию радостно расхаживали худрук цирка, известный клоун Вячеслав Полунин, глава Росгосцирка Вадим Гаглоев, а зрителей приветствовали министр культуры Владимир Мединский, губернатор Санкт-Петербурга Сергей Полтавченко и депутат Госдумы Иосиф Кобзон. Вскоре часть из них покинет свои должности.
В апреле 2016 года после скандала, раздутого профсоюзом технических работников цирка, Минкультуры примет решение не продлевать истёкший контракт худрука Вячеслава Полунина. В августе уйдёт из Росгосцирка гендиректор Вадим Гаглоев.
Работники Цирка на Фонтанке в качестве одной из причин нежелания переходить в число филиалов компании называли недоверие руководству Росгосцирка. Однако смена руководства не повлияла на риторику профсоюза, а также активно обсуждавшего ситуацию депутата Сергея Боярского. Как сам он заявил Лайфу, его давнее знакомство с Михаилом Смородкиным не стоит связывать с его точкой зрения по Цирку на Фонтанке.
В ноябре и декабре он ходит по всем инстанциям с протестом против этого присоединения, заявляя, что у Петербурга отнимают прибыльный цирк. Правда, не все коллеги восприняли эти заявления всерьёз: по информации Лайфа, депутаты на собрании Комитета по культуре Госдумы категорически отказались обсуждать данный вопрос.
Цена радости
Цирки в России фактически являются убыточными, и удовольствие это обходится государству довольно дорого. В год Минкультуры даёт Росгосцирку субсидию 1,3 миллиарда рублей. До 2012 года почти все эти деньги «проедались» — уходили на корм животным и текущие расходы. В последние годы Минкультуры решило установить для руководителей Росгосцирка норматив: тратить на «проедание» не более 400 миллионов рублей, а оставшиеся 900 миллионов рублей направлять на ремонт филиалов. Это связано с тем, что почти весь имущественный комплекс Росгосцирка (более 40 зданий самих цирков и принадлежащие им общежития для цирковых артистов и технических работников) не ремонтировался порядка 30 лет.
По итогам этого года все филиалы Росгосцирка заработают примерно 2,5 миллиарда рублей — деньги затем распределятся на нужды всех филиалов компании. При этом только Цирк Чинизелли за 2016 год покажет плановую выручку почти в 500 миллионов рублей. Источник Лайфа, знакомый с ситуацией вокруг присоединения цирка, отметил, что такие деньги в одном цирке тратить просто не на что.
Фото: © L!FE / Дмитрий Киселев
— Цирк отремонтировали за счёт федеральных средств, был вложен почти миллиард. По какой причине теперь, когда Санкт-Петербургу подарили шикарно отремонтированное здание, вся выручка должна оставаться только в Цирке на Фонтанке? Что они будут делать с этими суммами? Директору премии выписывать, как в Почте России? — отметил собеседник Лайфа.
В сентябре Минкультуры продлило Смородкину контракт на три года. Одним из условий его работы было обеспечение перехода Цирка на Фонтанке в Росгосцирк. Однако уже в декабре ведомство решило уволить директора. По его словам, он не хотел присоединять свою успешную площадку к Росгосцирку, потому что государственная компания находится в кризисе и имеет большие задолженности. Хотя на самом деле задолженности будут погашены за счёт перевода Росгосцирку полумиллиарда рублей, оставшихся с реставрации Новодевичьего монастыря.
В конечном итоге Цирк на Фонтанке будет присоединён к Росгосцирку, а у экс-директора Михаила Смородкина снова появился шанс попробовать свои силы в новой отрасли.
Источник: https://life.ru/t/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/942920/minkultury_tsirk_i_boiarskii_razborki_po-pitierski