Поводом для этого стало заявление актрисы Театра.doc Анастасии Слониной о сексуальном насилии, которое она написала на Павленского и Шалыгину больше месяца назад. Кроме того, на Павленского заведено дело по ст. 116 УК РФ («Побои») за избиение актёра того же театра Василия Берёзина, молодого человека Слониной.
Сейчас по обвинению в насилии (ст.132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера»), идёт доследственная проверка, и если вина будет доказана, то художнику с подругой могут грозить тюремные сроки до 10 лет, а их дочкам – детский дом. Такие вот шекспировские страсти разгорелись в богемных наших кругах.
Сам художник никогда не скрывал, что он и Шалыгина исповедуют свободные отношения – это такой протест против официального брака, как и всего, что насаждает государство. Он не отрицает, что знаком со Слониной и она однажды была у них дома, но никакого насилия в отношении неё не было.
Эпизод с предполагаемым насилием случился ещё 4 декабря, после чего Павленский с Шалыгиной улетели в Польшу. Когда же они вернулись, 14-го, то полицейские их задержали прямо на аэродроме и отвезли в Следственный комитет. «В аэропорту нас встретили так, что сомнений в серьёзности их намерений у нас не возникло», — признаётся акционист в интервью.
Но вот что в этой истории интересно. По словам Павленского, о том, что по возвращении из Польши их могут арестовать, художнику сообщила … сама предполагаемая потерпевшая. Но они серьёзно к этому не отнеслись. И второй момент. Уже после задержания и многочасового пребывания в здании СК, их неожиданно отпустили.
«Старший следователь сказал, что пока нас арестовывать не будет, потому что ему нужно собрать доказательства. Просто просил не покидать Москву», — рассказал художник. Он признался, что они с подругой уже готовились к отправке в СИЗО – подозреваемых по таким статьям после допроса домой, вряд ли когда отпускают.
Адвокат Павленского Ольга Динзе присутствовала при даче показаний и говорит, что следователи так и не показали заявления. Поэтому в чём конкретно подозревают художника и его подругу пока не ясно. Ольга Динзе считает, что в отношении Павленского могла быть устроена провокация в расчёте на то, что он уедет из страны, и больше не будет устраивать здесь своих политических акций и перфомансов.
В свою очередь, адвокат актрисы Слониной Юрий Лысенко утверждает, что никаких гонений на Павленского по политическим мотивам нет, «это его не первое уголовное дело». По словам адвоката, Павленский просто убежал из страны, поэтому и проверка в отношении него началась не сразу. «И потом, если бы ничего не было, то и заявления бы не было», — считает Лысенко. Актриса Слонина ситуацию никак не комментирует и с журналистами не общается.
Сам художник тоже склонен считать всё случившееся провокацией, а актрису театра – доносчицей. «Нам показали, что у нас есть только два варианта: или в режимный лагерь, или за пределы российских границ. Сидеть за то, что я не делал и с бараньей покорностью идти на заклание, выгодное государству, я никогда не соглашусь. Тем более, тянуть за собой близких и лишать их свободы», — объясняет Павленский свой отъезд из страны.
Пётр Павленский прославился несколькими громкими акциями. Он зашивал себе рот, в знак солидарности с Pussy Riot. Сидел раздетый на заборе института психиатрии, где успешно откромсал себе мочку уха, а ещё голый обматывался колючей проволокой и лежал у Законодательного собрания в Питере. Ну и, конечно, самое известное – прибивал свои причиндалы к Красной площади и поджигал дверь ФСБ.
Всеми этими высокохудожественными проделками он прославился, похоже, не только в России. Его, конечно, неоднократно сажали в кутузку, судили, проверяли на вменяемость, но врачи его вменяемость всегда подтверждали. Таким образом, мы можем быть уверены, что перед нами, хоть и не всегда понятное, но всё же современное свободолюбивое искусство, которое имеет право на существование.
Правда возникает вопрос – какие акции Павленский может устраивать на Западе? Прибивать части тела к мостовой или голым лежать у Нотр-Дам де Пари? Так там своих акционистов хватает, и этим никого не удивишь. Тем более, против чего может протестовать наш художник в Париже? Им русские проблемы со свободой слова, карательной психиатрией или репрессивными законами вряд ли понятны и, тем более, интересны.
Остаётся только одна возможность: быть символом, этаким экспонатом, примером человека, которого не сломал «кровавый режим». Там это любят. Ну и, конечно, то, что избежал тюрьмы, а дети не угодили в детдом– большой плюс ему в карму.