Предположительно, «Обновлению» подвергнется 213 статья УК РФ «Хулиганство». Если любители покуражиться в транспорте собьются в преступную группу, то и ответственность за их антиобщественные действия увеличивается – 7 лет отсидки, а если при этом были угрозы применения или, непосредственно, применение взрывчатых веществ – 8 лет. Отягчающим обстоятельством является и сопротивление сотрудникам полиции.
На эту тему корреспонденту «Петрогазеты» интервью дал известный политолог, руководитель интернет-проекта «Энциклопедия компромата» Михаил Синельников-Оришак.
— Насколько оправданны столь жесткие меры в отношении бузотеров? Еще как-то можно понять, когда речь идет об инцидентах в самолетах, но на других видах транспорта… У нас тюрьмы стоят полупустые, и нужно их срочно забить?
— Во-первых, рассматриваемый и принятый законопроекты — совсем не одно и то же. Во-вторых, любая статья предусматривает верхнюю и нижнюю планку ответственности, которые как раз и определяются всей совокупностью причин, обстоятельств и последствий преступного деяния. Так что я не думаю, что дебош в самолете и в трамвае будут оцениваться по одной мерке.
Подобный закон, по-моему, давно напрашивался на принятие, если судить хотя бы потому, как часто россияне стали позволять себе лишнее в общественном транспорте, и в первую очередь – на авиатранспорте. А ведь дебош в самолете особенно опасен, поскольку происходит в замкнутом пространстве, которое никто не может покинуть по собственному желанию. По статистике, не менее трети всех авиапассажиров страдают от авиафобии – им и без того несладко, но любой подвыпивший дурак без особого труда может ввергнуть их, а потом и всех остальных в состояние полнейшей паники, и какие последствия это повлечет – одному Богу известно.
Если честно, меня давно удивляет, что эта проблема бесконечно долго обсуждается, однако никто до сих пор не предпринял никаких конкретных шагов. Почему-то никто никогда не предъявляет к авиадебоширам финансовых претензий, а ведь это все, при соответствующей доказательной базе – гигантские суммы, прерванные рейсы, незапланированные посадки, сорванные планы на отпуск и проч. Лично мне за все это даже лишение свободы не кажется чрезмерным, однако уж возместить ущерб виновный обязан. А у нас, получается, не только не обязан, но и имеет право по-прежнему летать куда ему заблагорассудится.
Мне кажется, авторы законопроекта возлагают на обновленную статью о хулиганстве особые надежды, уповая на то, что она станет предостерегающим и сдерживающим фактором. И в этом есть определенная логика. Многие утверждают, что смертная казнь, на которую у нас сегодня наложен мораторий, не заставит преступника воздержаться от его преступных намерений. Однако, пока наш кодекс предусматривал ее, статистика тяжких насильственных преступлений была совсем другая – очень доказательная.
— Может, достаточно было бы ограничиться штрафными санкциями? Не 500-1000 рублей, как сейчас; а 10-20 тысяч (ну, в особых случаях – до 50-ти). Думаю, тогда многие дебоширы стали бы более дипломатичными.
— Действительно, финансовые меры ответственности по данной статье кажутся мне более перспективными. Впрочем, поживем – увидим, в каком виде данный законопроект дойдет до второго чтения. Многие законы у нас по мере «хождения по мукам» менялись до полной неузнаваемости.
Но и на данном этапе очевидно, что нельзя уравнивать трамвайного хама и авиадебошира – это, что называется, две большие разницы. Конечно, скорее всего, наказывать хулиганов начнут со штрафов, но и штрафы взимать надо с умом. Точнее, штрафы как мера пенитенциарного воздействия используются и сегодня, но речь должна идти не только о штрафе, который идет в госказну, но и о возмещении материального и морального ущерба, нанесенного обществу и конкретным людям противоправными действиями хулигана. Уже одно это обстоятельство, четко прописанное в законе, на мой взгляд, отрезвит многих.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: »СРЕДИ РОССИЙСКИХ ВОДИТЕЛЕЙ МАЛО ОТМОРОЗКОВ, НАМЕРЕННО МЕШАЮЩИХ ДВИЖЕНИЮ СКОРЫХ»