Согласно поправкам в документе, совокупный размер выплат, получаемых ретейлерами от поставщиков за услуги по продвижению их товаров на своих полках, снизился с 10 до 5 процентов от стоимости поставки.
Инициатор поправок — глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая подчеркивала, что таким образом государство обеспечивает защиту прав покупателей, а также малого и среднего бизнеса на продовольственном рынке. Но в конечном результате оказалось, что сети не желают терять свои доходы, а некоторых производителей, ради которых и исправлялся закон, теперь не устраивают предложенные ретейлерами условия.
Как пишет со ссылкой на руководство «Пискаревского» «Деловой Петербург», «Ашан» стал единственным из федеральных ретейлеров, с кем этому молокозаводу не удалось продлить договор. «На тех условиях, которые хочет «Ашан», мы поставлять продукцию не можем, а на наших условиях не хочет работать сеть», — пояснили изданию на предприятии, выразив надежду что через какое-то время этот вопрос будет решен.
В действительности сложно поверить в то, что поправки улучшили ситуацию для производителей. Уже в ноябре 2016-го года (за полтора месяца до вступления в силу поправок) игроки рынка придумали варианты обхода «пятипроцентного барьера», которые позволят сетям не нарушить закон и сохранить желаемый уровень рентабельности.
Поскольку пик перезаключения договоров во исполнение требований обновленного закона пришелся на конец прошлого — начало текущего года, более восьми десятых договоров было заключено федеральными сетями перед Новым годом. Основная трудность заключалась в том, чтобы, не нарушая закон, оформить вознаграждение в прежнем объеме. И стороны пытались выкручиваться.
Особо популярной стала схема, предполагающая уменьшение закупочной стоимости товара с сохранением объема всех платежей по логистике, маркетингу, рекламе. Другие пути — липовые штрафные санкции поставщикам как замена платежей по логистике и маркетингу или заключение дополнительных договоров на другие связанные с сетью юрлица. Разумеется, если поставщик не соглашается на мухлеж, контракт расторгается.
Ну а если производитель и продавец умудряются прийти к консенсусу, устроив сотрудинчество без убытка для себя, то все возмещает, разумеется, покупатель. Примером тому — резко подскочившие цены на «молочку». В итоге оптимистическая картинка, рисовавшаяся ратовавшей за закон госпожой Яровой, оказалась не столь радужной.
Кстати, сами производители отмечают, что закон не принес значительных положительных сдвигов, которые изначально закладывались в проект. «По сути, — поясняет глава совета директоров АО «Тульский молочный комбинат» Александр Ширинкин, — увеличились общие доли ответственности для предприятий — на десятые доли процентов. Если сравнивать их с суммой бонусов и скидок до принятия этого закона, то получается, что экономика предприятий ухудшилась.
Иное мнение по этому поводу у «единороссов». На днях в Санкт-Петербурге остоялось очередное заседание региональной мониторинговой группы «Единой России» по контролю над исполнением закона о торговле. По словам председателя группы А.Кущака, заключение договоров в соответствии с требованиями нового законодательства благотворно отражается на производителях. «Практически сто процентов договоров уже заключены на новых условиях. Это наилучшим образом сказывается на производителях, которые получили больше возможностей для расширения своих производств», — заявил господин Кущак.
И в качестве последнего аккорда — картина маслом. Пальмовым. Пока «единороссы» лихо рапортуют, нищающий народ снижает потребление дорожающей молочной продукции. Согласно данным портала Milknews, потребление «молочки» в СЗФО за год уменьшилось на 0,6 процента. В ответ отечественные производители «молочки» начинают обращать свои взоры на зарубежных потребителей, оставляя на российских прилавках «суррогат» из заменителей молочного жира.
Кажется, кто-то заикался о защите прав покупателей?
Смотрите по теме: А у вас молоко убежало. За границу