Без «зонтика» в банкопад

Самый крупный из тройки — Татфондбанк — пострадал из-за трудностей «православного» банка «Пересвет», запаниковавших вкладчиков и мошенничества топ-менеджеров.

«Не прячьте ваши денежки…»

Активы Татфондбанка оценивались в 221 миллиард рублей. По данному показателю он занимал 42-ю строчку в списке банков страны. Частные клиенты держали в нем около 77 миллиардов рублей. Как сообщило Агентство по страхованию вкладов (АСВ) общий объем компенсаций пострадавшим превысит 57 миллиардов.

Финрегулятор назвал несколько причин, по которым было решено воспользоваться крайней мерой в отношении кредитной организации. По сведениям Банка России, Татфондбанк не исполнял федеральные законы, регулирующие деятельность банков. Кроме того, норматив достаточности собственных средств упал ниже двух процентов, а размер капитала — ниже минимального значения.

Как заявил Центробанк, Татфондбанк при неудовлетворительном качестве активов неадекватно оценивал принятые риски, что в конце концов привели к полной утрате ее капитала. Регулятор также подчеркнул, что спасение кредитно-финансовой организации методом санации было невозможно. В конце прошедшей недели выяснилось, что «дыра» в балансе Татфондбанка достигла 96,7 миллиарда рублей. Разрыв между активами и обязательствами кредитной организации вырос более чем наполовину с момента введения временной администрации. Это сделало экономически нецелесообразным оздоровление банка.

Закат из-за «Пересвета»

Напомним, что Татфондбанк «почил в бозе» довольно быстро. В декабре минувшего года он ограничил выдачу наличных и приостановил расчетно-кассовое обслуживание. Руководство банка сетовало на то, что масс-медиа и социальные сети раздули панику, и вкладчики стали массово забирать деньги.

По словам зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, Татфондбанк находился в тяжелом состоянии уже в мае прошлого года, но его собственники не признавали наличие проблем до ноября.

Усугублению проблем Татфондбанка поспособствоввала обстановка вокруг банка «Пересвет» (основной акционер крединой организайии — РПЦ), в настоящее время находящегося под внешним управлением АСВ, (Татфондбанк держал в облигациях «Пересвета» 15 процентов от капитала, что эквивалентно сумме миллиардов рублей), а также взыскание более 15 миллиардов целковых в пользу АО Банк «Советский».

Но главной причиной лишения лицензии стала незаконная деятельность топ-менеджмента банка. Две тысячи вкладчиков Татфондбанка, сами того не ведая, стали клиентами его «дочки» кредитной органимзации — компании «ТФБ-Финанс». Клиентам было предложено переоформить депозиты на более выгодных условиях, они подписывали договор — и деньги утекали в «ТФБ-Финанс», а затем на уведенные средства приобретались облигации Татфондбанка. В результате вкладчики потеряли около четырех миллиардов рублей, и компенсация по ним, к сожалению, не предусмотрена.

В феврале по подозрению в мошенничестве были задержаны зампред правления Татфондбанка Сергей Мещанов и еще один замглавы, инкогнито которого не раскрывалось (как сообщал «Интерфакс», это Вадим Мерзляков). В минувшую пятницу по делу о мошенничестве арестовали и главу правления Роберт Мусин. Последний арестован до 16 апреля, ущерб от его действий оценивается в три миллиарда рублей.

«Легко уладить с помощью зонта»

Интересно, что банковская система Республики Татарстан до поры до времени располагалась особняком от общероссийской. По словам экспертов, над татарстанскими кредитными организациями находился защитный «зонтик», обеспеченный поддержкой властей субъекта Федерации, а также позицией Нацбанка. Обособление татарстанской финсистемы сложилось в начале 90-х годов прошлогно века, когда 1992 году начали действовать соответствующие договоренности, а в 1994-м — договор о разграничении полномочий Татарстана и РФ.

Привелегии своей вотчине «выторговал» прежний президент республики Минтимер Шаймиев и один из его ближайших сподвижников — глава Нацбанка Евгений Богачев.

Но в последние годы федеральный центр и Банк России стали потихоньку «прижимать» власти и банковскую систему волжской республики. Евгений Богачев не пожелал оставаться новой конфигурации ЦБ РФ на общих условиях и покинул Нацбанк республики в 2014 году. С тех пор «зонтик» над банковской системой субъекта Федерации начал схлопываться.

События 3 марта — а кроме Татфондбанка в Татарии были закрыты Анкорбанк и Интехбанк — показали, что «зонтика» над регионом уже нет, а ЦБ продолжает планомерную работу по зачистке банковского сектора от недобросовестных игроков. Впрочем, оздоровление системы должно закончиться в течение года, поскольку львиная доля банков, проводивших сомнительные операции, уже покинула рынок.

А вкладчики — против

Вкладчики «Татфондбанка» каждый день планируют акции, собрания и митинги. В субботу, 4 марта, клиенты лишенных лицензии татарстанских банков передали премьер-министру республики Ильдару Халикову ультиматум с требованием опротестовать решение Банка России об отзыве лицензии Татфондбанка и Интехбанка, а также возместить всем пострадавшим потерянные деньги в полном объеме за счет бюджета и государственных корпораций. Также было выдвинуто требование в трехдневный срок создать рабочую комиссию по реализации этого ультиматума.

В воскресенье, 5 марта, вкладчики встретились с оппозиционером Алексеем Навальным. Он планирует баллотироваться в президенты, и в воскресенье открыл в Казани предвыборный штаб. Вкладчики попросили оппозиционера провести расследование этого дела.

Впрочем, на встрече с Навальным пострадавшие клиенты банков Татарстана не остановились. В понедельник, 6 марта вкладчики собрались в полдень перед казанским Кремлем, чтобы отправиться к госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву.

Но встреча с Шаймиевым не состоялась. Вместо него к людям вышел его секретарь Олег Глебов. Он принял петицию с просьбой повлиять на создавшуюся в Татфондбанке ситуацию и вернуть им деньги.

Узнав о том, что в ТПП проходит встреча вкладчиков с премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым, большая часть собравшихся, около полутора сотен человек, решила отправиться туда.

Читайте также: «Не корысти ради, а токмо волею пославших мя покупателей»: X5 Retail Group просит поставщиков снизить на 10 процентов отпускные цены