Оскорбленная картина Гитлера оказалась не такой простой

Холст с изображением стоящей женщиной и сидящим за мужчиной на фоне уходящего коридора с оптической иллюзией итальянский арт-критик Витторио Згарби оценил субъективно: «Это полная дрянь, картина отчаявшегося человека. Она многое может сказать о его психике: здесь видно не величие, а убожество».

Собственно говоря, эта и другие работы Гитлера появились в юности, когда 22-25 — летний молодой человек действительно пребывал в отчаянии. Бездомный, ютящийся в приютах и ночлежках Вены, он биологически выживал, пытаясь продать свои акварели и открытки. Так что эта сумрачная, выполненная в темных тонах картина действительно далека от величественного образа, навевая скорее настроение внутренней мизантропии ее автора. Десятки миллионов россиян влачат сегодня похожее состояние и трудно ждать от них радужных эмоций и созидательных творений.

Что касается оценки «убожество», то изобразительно искусство является наименее объективным видом творчества. В отличие, скажем, от кинематографа или музыки. И если бы критик не знал фамилию создателя, далеко не факт, что его оценка была бы аналогичной.

Разве убожество могло в одиночку, без денег, образования и связей подняться наверх. Добровольцем пошел на фронт, с ослепленными от химической атаки глазами лежал в госпитале, подвизался на политическом поприще… Да и сама личность была чрезвычайно увлекающейся, нетривиальной — не в пример современным политикам, чьи мысли заняты исключительно личным обогащением. И это не пропаганда нацизма, а очевидные факты, нравятся они кому-то или нет.

Если перевести разговор на картину Гитлера, то ничего выдающегося, естественно, в ней нет. Масляными красками вполне добротно воспроизведена мизансцена с двумя персонажами. Но не они бросаются в глаза, а уходящий вдаль коридор, с которым наблюдательные зрители без труда найдут переклички с тоннелями бункера под разрушенным Берлином, где будущий фюрер окончил свои дни.

Казалось бы, сугубо реалистичный, неприметный рисунок невольно проецирует абстракцию в сфере оптических иллюзий и геометрической композиции. Это, естественно, не иррациональный авангард, вполне сопоставимый с ним отголосок.

Не стоит забывать, что первая половина 20 века – это эпоха мировых войн и политических катаклизмов. Разрушительный момент в обществе спровоцировал идентичные настроения в искусстве с ярко выраженным бунтарским характером. Кто-то из художников даже сказал: «Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные». Гитлер парадоксально сочетал в себе две эти ипостаси.