Об этом сообщает «Деловой Петербург», ссылаясь на источники на рынке и в региональном правительстве.
Ранее СМИ сообщали, что комплекс «Круглый год» подконтролен через разные юридические лица семье Максима Храмцова — делового партнера племянника секретаря Совбеза Николая Патрушева Алексея.
Новый собственник получит и права на бренд, что называется, «с чистого листа». Отгрузка плодоовощной продукции от «Круглого года» должна прекратиться уже к последним дням текущего месяца.
При этом в агрохолдинге отмечают, что все обязательства компании перед партнерами будут выполнены. При передаче дел новому владельцу будет учитываться, что участники рынка не должны лишаться надежного канала поставок овощной продукции под хорошо известной потребителям маркой.
Тепличный комплекс «Круглый год» был запущен в 2014 году, мощность первой очереди — 6,2 тысячи тонн овощей (в теплицах выращиваются томаты, огурцы, зелень).
Но в октябре 2016-го инвестор тепличного комплекса заявлял, что «недоделки» подрядчика — компании «Строй-Инвест», возводившей для комбината ряд объектов инженерной инфраструктуры, — отрицательно сказываются на эффективности работы.
«Недоработки подрядчика повышают себестоимость нашей продукции и не обеспечивают достаточных гарантий устойчивой работы», — заявлял гендиректор ООО «Круглый год» Александр Страшнов, поясняя, что, благодаря не завершившему работы «Строй-Инвесту», теплицам не хватает энергетических мощностей зимой, а в летнюю жару сельхозпроизводитель вынужден расходовать газ в больших объемах, чем это необходимо по технологии.
Может быть, именно поэтому собственники решили продать «Круглый год», а может, потому, что крупные структуры более успешны в столь сложном и капиталоемком бизнесе.
В том же году компания «Круглый год» заявляла о планах по строительству второй очереди теплиц на пяти гектарах за почти два миллиарда рублей. Но до устранения замечаний по инфраструктуре, по словам господина Страшнова, о расширении хозяйства не могло быть и речи.
«Эко-культура» объявила о намерении построить теплицы в Ленобласти осенью 2016 года. Для реализации проекта была выбрана площадка 60 гектаров в Пикалево. Реализовать проект стоимостью 20 миллиардов рублей предполагалось к концу 2020 года в три очереди. Заявленная мощность будущего производства — около 45 тысяч тонн томатов ежегодно.
Как говорит один из собеседников «Делового Петербурга» в администрации Ленобласти, приобретая мощности хозяйства «Круглый год», ставропольский холдинг не отказывается от собственного проекта, а также планирует построить заявленную ранее вторую очередь поглощаемого предприятия. «Очевидно, — пояснил чиновник, -«Эко-культура» решила сразу войти на рынок региона, купив функционирующее предприятие, а затем уже заниматься созданием собственного».
Интересно, отмечает РБК, рост объемов производства плодоовощной продукции происходит на фоне сокращения спроса на фрукты и овощи. По итогам 2016 года в Питере и Ленобласти было продано 93 тысяч тонн овощей, что почти на треть меньше показателей года предыдущего. При этом в 2015 году объем реализации овощей был на 10 процентов больше, чем в 2014 году.
Как пояснила профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко, в существующих условиях устойчивость агробизнеса прямо зависит от масштаба производства, посему, по ее словам, консолидация — «неизбежный процесс». «Небольшие и средние производители, — говорит эксперт, — не выдерживают конкуренции со стороны крупных игроков».
Напомним, что масштабные поглощения практикует и другой производитель с Юга России — кубанский «Агрокомплекс имени Н.И. Ткачева», связанный с семьей бывшего краснодарского губернатора, а ныне — главы Минсельхоза РФ Александра Ткачева. Год назад «Агрокомплекс» всего за год увеличил в два с лишним раза свой земельный банк и занял шестое место в списке крупнейших владельцев сельхозземель.
Отметим, что крупным латифундистам, вроде семейства Ткачева, удается проталкивать выгодные им решения даже в российском правительстве. Пример тому — постановление Кабмина РФ от 9 марта, исключившее из списка запрещенной турецкой сельхозпродукции не необходимые населению России дешевые помидоры и огурцы, а «свежие или охлажденные цветная капуста и капуста брокколи, гвоздики, свежий или охлажденный репчатый лук и лук шалот».
На днях господин Ткачев объяснил столь странный подход к снятию запрета на поставку овощей из Турции. По его словам, к ввозу разрешены лишь те позиции, которые не влияют на ситуацию на отечественном продовольственном рынке и даже являются дефицитными.
«Эту нишу (огурцы и томаты — ред.) мы должны занять сами», — заявил министр, по всей видимости, подразумевая под «мы» своих столь успешных в бизнесе родственников.
Читайте также: В Питере арестован глава фирмы — генподрядчика строительства «Крестов-2»