Брат и бывшая супруга бизнесмена Якова Ерошевского судятся с миллиардером за питерский комбинат «Химпищеаромат»

Данное решение еще не вступило в законную силу, но Ерошевский заявил, что намеревается его обжаловать. «Это похоже на банальное/…/ вымогательство денег», — высказывает свое мнение коммерсант, поясняя, что его родственник и экс-супруга стараются всеми доступными способами создать ему как можно больше проблем, чтобы заставить откупиться.

Яков Ерошевский с двумя сводными братьями — Владимиром и Евгением Бугаевыми — вели совместный бизнес с самого начала 90–х годов минувшего века. Каждый из братьев владел третьей частью бизнеса. Их «Феникс холдинг» продолжительное время был крупнейшим бункеровщиком в порту Северной столицы, развивал девелоперский и фармацевтический бизнес.

В 2007–2011 годах братья-бизнесмены скупили акции Комбината химико–пищевой ароматики, старейшего российского производителя ароматизаторов. Тогда, вероятно, у братьев и появились разногласия.

По словам адвоката Бугаевых Максима Молодкина, его клиенты были недовольны механизмом распределения дивидендов. В итоге в 2012 году Бугаевы продали Ерошевскому доли в бизнесе (у одного из братьев — Евгения — осталось лишь 16 процентов в Phoenix Pharmacy Ltd.).

После этого Ерошевский, по его словам, провел модернизацию предприятия, вбухав в завод миллиард рублей. В 2014–2016 годах на фоне антироссийских санкций обороты комбината стали расти на 30-40 процентов ежегодно. Предприятие потеснило импортеров на рынках России и СНГ, а в минувшем году вышло на рынки Латинской Америки.

Еще до возникновения конфликта с братьями в 2010 году Яков Ерошевский разорвал брачные узы с женой Еленой. В конце 2014-го бывшая благоверная отсудила у него в суде города на Неве часть совместно нажитого имущества, а именно: 16 процентов долей офшора Phoenix Pharmacy Ltd. Затем Елена объединила усилия с Евгением Бугаевым (а по версии Ерошевского — с зятем Бугаева, московским коммерсантом Матвеем Бриллингом, который, став мужем дочери Евгения Юлии Бугаевой, якобы и решил пересмотреть договоренности родственников).

Совместно контролируя почти треть акций офшора, миноритарии, по всей видимости, объявили Ерошевскому корпоративную войну. В суды Кипра и Питера посыпались вороха исков к Ерошевскому, в которых оспаривались все его сделки, начиная с продажи Бугаевыми процентов в офшоре.

Большинство исков были отклонены или не приняты к рассмотрению. Тем не менее летом 2015-го Ерошевский, будучи мажоритарием и одновременно кредитором офшора, заключил с ним мировое соглашение в третейском суде, согласно которому забрал в качестве отступного доли в «Химпищеаромате» и землю под комбинатом.

Сразу после этого в сентябре 2015 года он заложил эти активы в пользу своей американской компании Regalia 28 PI Llc. Это отступное и удалось оспорить его оппонентам: фемида, опираясь то на российское право, то на право «острова Афродиты», признала его сделкой с заинтересованностью, не получившей одобрения. Теперь Ерошевский готовит апелляцию.

Несколько иное мнение у оппонентов Якова Ерошевского. Как утверждает Евгений Бугаев, перевод акций Phoenix Pharmacy Ltd. в 2012 году, когда кипрская фирма перешла под единоличный контроль Ерошевского, получившего пакет из 82 процентов акций, осуществлялся на основании подложных передаточных распоряжений, на которых без ведома Евгения было проставлено факсимиле вместо подписи.

Как пояснил адвокат Евгения Бугаева Станислав Данилов, действительно, между его клиентом и Ерошевским была достигнута договоренность о продаже пакета акций, но их оплата не производилась, а передаточного распоряжения Бугаев не подписывал.

Таким образом, констатирует господин Данилов, Евгений Бугаев был противоправно лишен своей доли в акционерном капитале.

Ерошевский, в свою очередь, настаивает, что Евгений Бугаев продал часть своей доли в этой компании и подписал документы о продаже. Все документы подписаны им, и по этому поводу он получил все необходимые средства.

«Я не знаю, подписывал Бугаев документы с помощью факсимиле или лично, — отмечает Яков Ерошевский, — но то, что он их подписывал, установлено российским судом».

Действия по переводу акций оспорены в кипрском суде, в ноябре 2014 года запретившем какие-либо действия с акциями или имуществом Phoenix.

Кроме Кипра, судебные баталии развернулись и в Северной столице России. Адвокаты Евгения Бугаева объясняют схему перехода «Химпищеаромат» полностью под контроль Ерошевского. По словам «лойеров», комбинат перешел последнему по второй сделке отступного, заключенной во исполнение решения третейского суда. Как договорились бывшие партнеры, активы перейдут к Якову Ерошевскому в обмен на лишение его права требовать взыскания задолженности с Phoenix.

Но рыночная стоимость долга значительно ниже стоимости приобретенного по отступному актива. Сумма задолженности составляла порядка 3,5 миллиона в американской валюте, в то время как только по первой сделке отступного Ерошевскому достались участки земли, кадастровая стоимость которых превышает 3,5 миллиона долларов.

Читайте также: Новый скандал, «пахнущий» реставрациями: задержан и отпущен глава департамента Минкульта Артем Новиков, его отец, замдиректора Эрмитажа — под домашним арестом