Система безопасности в питерской подземке появилась недавно: до 2016 года метро охранялось фактически только местными стражами порядка. В 2013 году «Петербургский метрополитен» объявил конкурс на 5,9 миллиона рублей на разработку проекта по оборудованию всех станций зонами сплошного контроля. Планировалось, что к 2015 году все пассажиры смогут попадать на перрон только минуя полосу металлодетекторов.
На оснащение более семи десятков вестибюлей различными системами безопасности, обучение персонала и его зарплаты за два минувших года было потрачено свыше двух миллиардов рублей. Главным поставщиком оборудования была столичная компания — ЗАО «Современные наукоемкие технологии» (СНТ). Она же устанавливала системы безопасности и в московском метро.
СНТ отправила в Питер портативные детекторы паров и взрывчатых веществ, приборы для локализации и подавления энергии взрыва и системы интеллектуального наблюдения, дающие возможность отслеживать передвижения пассажиров, на полтора миллиарда рублей, а кроме того, рамочные металлодетекторы на 60 миллионов.
Поставщик уверенно заявляет о надежности своего оборудования, но не знает, как его миновали террористы с бомбами.
«Я не думаю, что дело в рамках, — поясняет агентству «Лайф» гендиректор СНТ Дмитрий Басов. Глава фирмы отмечает, что не представляю, что именно там произошл, добавляя, что возглавляемая им компания является «достаточно серьезным поставщиком и производителем».
По мнению господина Басова, проблема может быть связана с человеческим фактором, ведь, согласно разработанным стандартам, в каждом из вестибюлей метро, где установлены системы СНТ, для их эффективной работы должна находиться смена из пяти человек, а их в настоящее время там дежурит один-два. В результате инспекторы просто не успевает реагировать на людской поток, а это сотни людей, ежесекундно проходящих через пять или более рамок.
В то же время, пишет информагентство, известно, что к установленным в метро рамкам SmartScan C18 уже имелись претензии. Дело в их высокой чувствительности — они реагируют на ключи, зонты, планшеты и ноутбуки. А поскольку сами рамки были установлены в шахматном порядке, поэтому каждая из них срабатывает и на соседнюю зону. Если через рамки проходит несколько человек, а тем более — толпа, то невозможно понять, на кого именно они реагируют.
Возможно, что террористы заранее позаботились о поиске «дыр» в системе безопасности питерской подземки. Только в марте экстренные службы минимум пять раз закрывали различные станции из-за обнаружения на них подозрительных предметов.
А буквально за шесть часов до теракта по аналогичной причине закрывали станцию «Черная речка», которая почти час не принимала пассажиров. И за несколько минут до взрыва станция «Площадь Восстания» была перекрыта на вход и выход из-за найденного на платформе бесхозного предмета.
По мнению экспертов, за взрывом стоят боевики группировки ИГИЛ*. Исламисты специально подгадали теракт под встречу президента РФ, чтобы дестабилизировать обстановку и посеять панику.
Что касается действий спецслужб, то специалисты считают, что в таком потоке людей, какой проходит через метро, и при отсутствии необходимой аппаратуры, которой до сих пор почему-то нет в Петербурге, крайне сложно уследить за террористами.
Как рассказал «Лайфу» экс-руководитель одного из управлений ФСБ по борьбе с терроризмом Сергей Воронцов, характер взрыва свидетельствует. что использовалось безоболочное СВУ, которое «не чуют» детекторы.
«Это или пластит, или что-то связанное с гексогеном», — утверждает эксперт, добавляя, что судя по тому, что он видел на фотографиях, взрывчатку закрепили на уровне пояса.
Отметим, что рамками металлоискателей оборудовано сейчас большинство станций метро города на Неве. Причем, по трагическому совпадению станция «Технологический университет» стала одной из первых, где они заработали. (Напомним, взрыв прогремел на перегоне между станциями метро «Сенная площадь» и «Технологический университет»). В принципе, в настоящее время должен был стать невозможным спуск в подземку, минуя рамки.
Еще в январе этого года СМИ писали, что с апреля не получится обойти рамку: во всех вестибюлях метро города на Неве появятся барьеры, которые сузят проход. Причем подобная система к тому времени уже полгода работала на «Технологическом университете».
В то же время, петербуржцы рассказывают, что тотального контроля в метро нет. Рамки срабатывают на любые металлические предметы, а сотрудники безопасности досматривают подозрительных пассажиров выборочно. И, все же, по словам горожан, в отличие от метро российской столицы, на некоторых станциях питерского метрополитена в рамки можно обойти. Порой мимо металлодетекторов идут даже люди с объемными сумками, а их никто не проверяет. А раз так, то существует возможность пронести «адскую машинку».
Движение «Солидарный Петербург» обратилось в региональное Главследуправление СК РФ с просьбой провести проверку функционирования 325 установленных в городском метро рамок.
*Данная организация признана в России террористической и запрещена.
Читайте также: Банк «Югра» назвал проблемными и безнадежными почти треть своих кредитов