Причина, вызвавшая всплеск законодательного креатива в городе на Неве, вполне понятна: малолетки, вместо забегов на веселых стартах, не только пьют и курят, но и активно приобщаются ко всему этому в Интернете. А заодно подпадают под влияние разных манипулятивных групп – «синих китов», вербовщиков ИГИЛ*, сторонников нетрадиционной любви и т.п. Кстати, помимо несовершеннолетних, питерские законодатели обратили свой отеческий взгляд и на офисный планктон, правда, только бюджетного разлива, которому предлагается запретить пользование соцсетями в рабочее время.
Законопроект предполагает, что нововведения начнут действовать с начала будущего года. Остаток нынешнего один из авторов проекта, питерский депутат Владимир Петров, предлагает потратить на приведение соцсетей в законопослушный вид – убрать аккаунты неподходящих пользователей, собрать с подходящих паспортные данные и т.д. А уж с января 2018 года настанет время санкций – владельцев сайтов начнут штрафовать за непроверенные паспортные данные, пользователей – за искажение представляемых данных, родителей несовершеннолетних – за то, что несовершеннолетние вступают в запрещенные сообщества или даже если заказывают пиццу по интернету, а всех подряд – за создание более чем 1 аккаунта.
На эту тему корреспонденту «Петрогазеты» интервью дал известный политический обозреватель, главный редактор сайта «Артполитинфо» Юрий Горский.
— Понятно, после навальновских акций власти возьмутся «закручивать гайки», и в первую очередь в соцсетях. Но если с «Одноклассниками» и «ВКонтакте» не возникнет никаких проблем, то как быть с теми же «Твиттером» и «Фейсбуком»?
— Лишить человека анонимности означает лишить его творческого начала и, по большому счету, посягнуть на свободу личности. Понимаете, человек скрывает свое имя за псевдонимом в абсолютном большинстве случаев не для того, чтобы безнаказанно совершить что-нибудь ужасное, а по совершенно иным причинам, по большей части – творческого характера. Недаром традиция псевдонимов перекочевала в современное медиапространство, трансформировавшись в никнеймы, из творческой среды – от писателей, художников и т.п. Никнеймы, так же, как и псевдонимы – это одна из форм творческой свободы, на которые государство и посягает подобным законопроектом.
Такая «забота» государства сродни извращенной родительской любви. Знаете, есть такие вечные маменькины сыночки, которых сверхзаботливая мамаша до седых волос не желает выпускать из-под своего фартука — ни семью им не завести, ни вообще ничего не сделать без ее позволения? Вот в такую мамашу превращается государство и не дает своим «мальчикам» стать «мужами».
А это ведь вообще отдельная проблема – наш поголовный инфантилизм. Современное общество практически свело институт инициации к нулю, и мы все до самой смерти не взрослеем и остаемся вечными детьми — какая-то цивилизация питеров пэнов. Если этот законопроект будет утвержден, выросшее после этого поколение будет в разы инфантильнее и не пригодно вообще ни к чему.
Теперь о чисто технической стороне дела. Да, отлучить россиян от Твиттера и Фейсбука будет посложнее, чем от Одноклассников или ВКонтакте. Но не сомневаюсь, что государство придет к решению закрыть от нас эти зарубежные соцсети точно так же, как и свои, родные. И будет у нас как в Китае, где, как вы знаете, не только все жители и даже сам император – китайцы, но и Интернет тоже для китайцев: вроде бы он есть, но как бы не весь.
Перекрыть кислород зарубежным соцсетям будет трудно, но не невозможно, но и обойти этот запрет будет точно так же. Всегда есть варианты выйти на закрытые сайты тем или иным способом, и уж на это-то у нас умельцы найдутся – как говорится, на каждую хитрую гайку найдется свой болт с резьбой. Так что запрет этот, скорее всего, примет форму соревнования государства со своими гражданами. В этом даже есть определенный положительный момент – во всяком случае, будет дан мощный толчок творческой инициативе.
— А не рискуют ли власти настроить против себя тех пользователей соцсетей, которые никогда не были сторонниками Навального (причем речь идет о миллионах и миллионах людей)?
— Известно же, что больше всего хочется именно то, что нельзя. И если сегодня большинство сторонников Навального пошли за ним из чистого любопытства, то завтра они пойдут за ним в поисках запретного сладкого плода. Причем даже в самом Навальном нужды уже не будет – уличные шествия прекрасно пройдут и без него, под лозунгами, к примеру, «Мы – за свободу соцсетей!». Так что государство получит совершенно противоположный результат – пополнение рядов уличного протеста.
* Террористическая организация, чья деятельность запрещена в РФ решением Верховного суда.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ: »ПОПУЛЯРНОСТЬ ГРУПП СМЕРТИ ПОДОГРЕВАЕТСЯ СМИ»