В ИД «Комсомольская правда» прошла пресс-конференция представителей движения дальнобойщиков «12 тонн». Повестка дня была довольно насыщенной, но все же корреспонденту «Петербургской газеты» удалось принять участие в обсуждении насущных проблем «дальнобоя». Лидер организации Сергей Сапронов ответил на вопросы ведущего о проблемах отрасли, взаимодействии с властями, подчеркнул необходимость реформирования законов в сфере грузового автотранспорта в части весового контроля, штрафов, налогов и рентабельности бизнеса. Отдельно прозвучала тема оказания бесплатной юридической помощи водителям.
По словам Сергея Сапронова, в России работает немало ассоциаций грузовых автомобилей, но ни одна из них не решает проблем дальнобойщиков. При этом «12 тонн» объединяет вокруг себя большое число участников в разных регионах и активно действует в публичной сфере. Цель объединения — помочь контролировать и регулировать работу легальных грузоперевозчиков, защитить их права, создать четкие и прозрачные правила в отрасли.
Чтобы узнать мнения и проблемы своих коллег, движение проводит регулярные встречи и круглые столы в разных регионах. Участвовал в них и я, в качестве корреспондента «Петербургской газеты». Более всего меня заинтересовала тема тема оказания бесплатной юридической помощи водителям. Водители начинают объединяться, выстраивать конструктивную повестку дня, вносить предложения для обсуждения совместно с госорганами и заинтересованными ведомствами. Ведь проблем действительно много – низкая прибыльность бизнеса, качество дорог, недобросовестные посредники и т.д.
— Мы обсуждали наши проблемы на круглых столах и интернет-трансляциях, пытались выходить с диалогом и предложениями к власти. Что-то получалось, что-то нет. Тем не менее, мы попытались начать диалог. Мы побывали в 15 регионах страны, познакомились с водителями, обсудили совместно их жалобы, услышали много предложений, — рассказал Сапронов.
Он описал три категории перевозчиков: работающие по найму, индивидуальные предприниматели и представители серого бизнеса. Многие из них вынуждены работать в нелегальном поле: не платить налогов, везти перегруз, демпинговать на рынке. Из-за нехватки средств водители покупают некачественную солярку и запчасти.
Сапронов привел пример значительных расходов дальнобойщиков. В частности, прохождение сервисного техобслуживания через каждые 50 тыс. километров стоит до 100 тыс. рублей. Плюс топливо — на 100 км тратится 30 литров стоимостью порядка 1 тысячи рублей. На замену колеса нужно отдать более 30 тысяч. А еще плата за диспетчерские услуги, за километраж на дальние расстояния и прочее.
Другой участник движения «12 тонн» Владимир Матягин поведал о больших штрафах, приводящих к разорению автопредприятий. После чего приходится платить за штрафстоянки зачастую без доказательства вины грузоперевозчика. Отдельно стоит проблема весогабаритного контроля.
Перед поездкой по регионам движение «12 тонн» отправило письмо в адрес Минтранса с предложениями внести изменения в законодательство для улучшения работы весогабаритного контроля транспортных средств. Министерство транспорта уже отреагировало на обращение и опубликовало свой вариант поправок.
Сергей Сапронов резюмировал, что пора создавать прозрачные, правовые правила игры на авторынке. Он сослался на европейский опыт, где государство и бизнес активно и взаимовыгодно поддерживают друг друга. В России же перевозчики работают на грани рентабельности и повышенных нагрузок. По его словам, в конце концов может сложиться ситуация, когда возить товары будет некому, а ряды безработных пополнятся новыми гражданами.
Лидер «12 тонн» обратил внимание на инициативу депутата Ризвана Курбанова. Недавно он предложил организовать бесплатную «Скорую адвокатскую помощь» для граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Такого рода помощь, по мнению Сапронова, будет очень полезной для дальнобойщиков. Ибо внештатные ситуации на дорогах, с ГИБДД случаются очень часто, а вот оперативно найти грамотного юриста получается далеко не всегда.
Присутствующий на пресс-конференции председатель коллегии адвокатов Москвы Алексей Курганов рассказал, что юридическая помощь должна предоставляться в том числе профессиональным сообществам, включая водителей фур.
— Дальнобойщики нуждаются в нашей поддержке. Они колесят по стране, сталкиваясь с огромным количеством проблем. Важно, если они будут знать, что им есть куда обратиться за поддержкой, — отметил Курганов.
В заключение мероприятия Сергей Сапронов выразил уверенность, что намеченная консолидация перевозчиков и готовность к диалогу со стороны властей улучшат ситуацию на обсуждаемом рынке.