Теперь петербургская прокуратура проверит ФГУП «Архангельское», снабжающее рыбой и рыбпродукцией пенитенциарные учреждения. Ранее активисты общественного движения «Русь сидящая», как отмечают информагентства, обнаружили в деятельности «Архангельского» признаки коррупции, а также двойных закупок.
56 кг на осужденного
С начала 2017 года ФГУП «Архангельское» в качестве заказчика заключило контракты с коммерческими структурами на 2,5 млрд руб., а в качестве поставщика — на 3,2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». В течение года предприятие закупило 35,2 тыс. т рыбы, подсчитал РБК по данным госзакупок.
Вся рыба и произведенная из нее продукция предназначены для питания заключенных, уточнили РБК в пресс-службе ФСИН России. С учетом того что в России на 1 января 2017 года насчитывалось 630 тыс. заключенных, выходит, что за десять прошедших месяцев «Архангельское» закупило в пересчете на каждого из них 56 кг рыбы.
На эти закупки обратили внимание в занимающемся защитой прав осужденных общественном движении «Русь сидящая». По мнению руководителя юридического департамента организации Алексея Федярова, в контрактах есть признаки коррупции и так называемых двойных закупок, когда разные бюджетные учреждения несколько раз приобретают друг у друга, по сути, один и тот же товар, каждый раз выплачивая за него из бюджета полную стоимость.
ФГУП «Архангельское» подчиняется напрямую центральному аппарату ФСИН и отвечает за все контракты и денежные потоки, связанные с закупками рыбы для колоний и СИЗО по всей стране, указывают в «Руси сидящей». По своим функциям предприятие дублирует региональные управления ФСИН, «увеличивая количество этапов покупки-продажи товаров, что приводит к неизбежному удорожанию продукции», убеждены в организации.
В результате вместо того, чтобы закупить рыбу для местных колоний напрямую у поставщика, региональные УФСИН приобретают ее у «Архангельского», и это в итоге повышает бюджетные расходы.
Поставки издалека
С начала 2017 года «Архангельское» заключило 15 контрактов на закупку рыбы, их совокупная сумма превышает 2,2 млрд руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса» и госзакупок. В эти цифры не входят другие продукты, упаковочные материалы, офисные принадлежности, ремонтные работы и прочие товары и услуги, которые также покупало предприятие (среди них, например, косметика для ухода за кожей за 120 тыс. руб.).
Как минимум девять контрактов на закупку рыбы требуют проверки, считают в «Руси сидящей». Так, в одном из конкурсов на поставку мороженой наваги в Находку принимали участие две компании: «ДВ-Транс», расположенная во Владивостоке, и БКЗ, которая находится в Ульяновской области.
При начальной стоимости поставки 16,4 млн руб. тендер выиграла ульяновская компания, предложившая цену на 80 тыс. меньше приморского конкурента. Таким образом, партия рыбы массой 200 т должна была проделать путь в 8,5 тыс. км до места отгрузки.
За поставку 1 тыс. т минтая в Петербург боролись три компании, предложившие одинаковую стоимость своих услуг — 96 млн руб. Победителем стало предприятие, расположенное в Приморье, тогда как другие два конкурсанта находились в Петербурге и Ульяновске.
В другом случае рыболовецкий колхоз «Новый мир», чье предложение по поставке 1 тыс. т мороженого минтая в Находку было изначально самым дорогим, в ходе переторжки снизил предлагаемую стоимость контракта сразу на 13,5 млн руб. (начальная стоимость лота составляла 88 млн). В итоге «Новый мир» выставил цену всего на 290 тыс. руб. меньше участника, сделавшего до переторжки самое выгодное предложение.
Такая же схема с переторжкой была применена при закупке 900 т мороженого рыбного фарша у ООО «Гранд». В другом случае эта же компания предложила самую низкую цену и выиграла тендер, однако после подписания контракта было заключено два дополнительных соглашения, увеличившие объем поставки рыбы на 10%, и в итоге цена контракта превысила стоимость проигравшей заявки более чем на 3,5 млн руб.
Одни из самых крупных контрактов «Архангельского» — на поставку мороженой сельди и фарша — были заключены в рамках закупки у единственного поставщика. При этом в одном случае победителем стало ООО «Аргос», зарегистрированное в госреестре юрлиц только в августе 2016 года, но уже получившее от ФГУП контракты на 846 млн руб.
В другом случае единственным заявителем стала компания «Вилар-ДВ», получившая к тому времени от «Архангельского» пять контрактов на 415,3 млн руб.
Работа «Архангельского», пояснил РБК руководитель юридического департамента «Руси сидящей» Алексей Федяров, в целом строится на том, что предприятие закупает рыбу за бюджетный счет, перерабатывает ее (например, обезглавливает и потрошит) и за бюджетный же счет перепродает в региональные управления ФСИН. В итоге за одну и ту же рыбу государство фактически платит дважды.
А если затем в колонии рыба превращается в фарш или консервы и перепродается в другую колонию, то количество этапов такой «интервальной закупки» еще увеличивается.
«Обвинять мы ни в чем не можем, — сказала РБК руководитель «Руси сидящей» Ольга Романова. — Но вопросы есть, и эта история требует проверки».
«На мой взгляд, это игра на грани фола, но не переступая закон. Увеличение объема поставки на 10–15% после заключения договора — допустимо. Перепродажа товара, переработанного ФГУПом, другому учреждению — такое тоже возможно», — сказал РБК заместитель гендиректора российского отделения Transparency International Илья Шуманов.
«Разобраться, зачем нужно это увеличение поставки на 10–15%, зачем переторжка, действительно ли необходимо поставлять рыбу с Дальнего Востока в Петербург, практически невозможно. Это признак отсутствия эффективности в системе закупок, которая ведет в том числе и к коррупционным рискам», — резюмировал он.
По потребностям
Закупка рыбы и ее поставка в учреждения ФСИН производятся в соответствии с законом, «с соблюдением принципов открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции», заявили РБК в пресс-службе ФСИН. Все детали закупок опубликованы в интернете и «носят общедоступный и открытый характер», а финансовая и хозяйственная деятельность ФГУП «Архангельское» регулярно проверяется как самой ФСИН, так и другими контролирующими органами, подчеркнули в ведомстве.
Детально комментировать каждый из описанных контрактов в пресс-службе не стали.
Нормы питания заключенных предусматривают минимум 100 г рыбы на человека в день. «Закупаемый объем рыбного сырья соответствует потребности учреждений УИС в питании осужденных», — указали в пресс-службе ФСИН.
«Заключенные не получают 100 г рыбы в день. Можете спросить любого заключенного», — отметила в беседе с РБК Ольга Романова.
Во ФГУП «Архангельское» на вопросы РБК отвечать не стали, перенаправив запрос во ФСИН. В Счетной палате отказались от комментариев, уточнив, что закупки продуктов для нужд тюремного ведомства в последние годы не проверялись.
Замкнутые потоки
Экономика ФСИН централизована: в структуре службы множество унитарных предприятий, замыкающих на себе закупки того или иного товара на федеральном уровне. Поставщики должны заключать контракты не напрямую с органами исполнения наказаний, а с этими предприятиями, пояснила РБК Романова.
Романова приводит в пример также ФГУП «Калужское», которое управляет интернет-магазинами продуктов для заключенных. В 2015 году на него обратила внимание Федеральная антимонопольная служба. Предприятие заменило собой множество конкурирующих коммерческих поставщиков, которые стали вынуждены заключать контракты с «Калужским», вместо того чтобы поставлять продукты напрямую в изоляторы.
В итоге ассортимент продуктов в интернет-магазинах сильно сократился, а цены сильно выросли: 1 кг помидоров стоил до 400 руб., говорит Романова.
Прошлой весной СКР проверял информацию о хищении 1 млрд руб. из ФГУП «Калужское». В материалах проверки упоминался замдиректора ФСИН по экономике Олег Коршунов, впоследствии обвиненный в растрате по другим обстоятельствам, рассказывали источники РБК.
Российская система закупок товаров и услуг для ФСИН коррупциогенна, но «это практически во всем мире так», «чем более закрытая система, тем более все это процветает», подытожила Романова в беседе с РБК.
«ФГУПы могут выполнять функцию по распределению. Если товар закупается большими партиями, это стоит дешевле, — утверждает руководитель регионального центра антикоррупционной организации Transparency International в Санкт-Петербурге Дмитрий Сухарев. — Но нужно смотреть, что за товар они закупают и по какой цене».
Экономика ФСИН похожа «на особую систему потребления внутри государства, которая живет по своим особым правилам, без понятного экономического эффекта, с каким-то глобальным расходованием средств», считает Шуманов: «Самое главное, что эту систему никто не понимает, в том числе сами сотрудники ФСИН».
Источник: http://www.rbc.ru/society/10/11/2017/5a01ac3f9a7947d92bcb82ee
Источник: http://www.rbc.ru/society/10/11/2017/5a01ac3f9a7947d92bcb82ee