Подкоп под Метрострой, или Почему Ростехнадзор опасается за жизнь пассажиров питерской подземки?

Речь идет как минимум о двух строящихся к ЧМ-2018 станциях Петербургского метрополитена. В частности, из-за отсутствия гидрозатворов на «Новокрестовской» может затопить тоннель, говорят в ведомстве Алексея Алешина. Еще на одной станции использовался дешевый бетон… По данным Лайфа, об этом Ростехнадзор уже проинформировал правоохранителей.

Вода на пути к стадиону

Фото: © РИА Новости/Михаил Киреев

Чтобы болельщики не добирались до «Зенит-арены» на перекладных, в 2015-м власти Петербурга решили продлить Невско-Василеостровскую линию до Крестовского острова. В двух шагах от новенького стадиона на искусственном насыпном участке расположится станция «Новокрестовская». Тоннель к ней уже проложен по дну двух речек — Большой и Малой Невки. Строит линию петербургская компания Метрострой.

«Новокрестовскую» нужно сдать уже в апреле 2018-го, а строители, как сообщалось, и так отстают на полтора месяца. Возможно, ради экономии времени они вынуждены спешить и «перескакивать» через важные этапы работ. Однако экономия может оказаться опасной.

К таким выводам пришёл главный инспектор по безопасности горных работ питерского Ростехнадзора Владимир Милкин. Источник в ведомстве поделился с Лайфом выводами представителя Ростехнадзора. Оказывается, в тоннеле до «Новокрестовской» нет специальных затворов, которые защищают от прорыва воды.

— Проходка двухпутного тоннеля под руслом слияния Большой и Малой Невки идёт при отсутствии предохранительных водонепроницаемых перемычек с гидрозатворами, — сообщил источник.

Ещё проверяющие нашли проблемы с вентиляцией, а также остались неудовлетворены квалификацией строителей. Ростехнадзор уже потребовал от Метростроя в срочном порядке устранить все проколы.

Фото: © РИА Новости/Михаил Киреев

Дешёвый бетон пошёл подороже

Ситуация на другой строящейся линии — Лахтинско-Правобережной — ещё плачевнее. На неё выделено более 20 млрд рублей. Но одна из трех новых станций, «Большой проспект» (также её называют «Горный институт»), выполнена из менее плотного и качественного бетона, чем требуется по проектной документации. Инспекторы Ростехнадзора остались недовольны качеством «стены в грунте», сделанной под будущий вестибюль, что может отразиться на общей прочности и безопасности конструкции.

«Стена в грунте» — относительно новая для отечественного метростроя технология. По периметру будущего вестибюля сооружают стену прямо в земле. Раскапывают тонкие щели, куда опускают арматуру, и закачивают бетон. Когда раствор твердеет, экскаваторы освобождают от земли пространство внутри периметра. Получается нечто вроде огромного сундука, врытого в землю, который сверху закрывают бетонной «крышкой». По тоннелю, проходящему через «дно» сундука, пускают поезда.

— Метрострой отклонился от технологии строительства и параметров стройматериалов, заложенных в проекте, что влияет на безопасность сооружения. В частности, изменена технология устройства «стены в грунте» под будущий вестибюль станции «Большой проспект», — рассказал Лайфу источник в Ростехнадзоре.

Ростехнадзор пишет, что строители использовали более дешёвый бетон с иными характеристиками. Поэтому речь может идти и о возможном ущербе бюджету. К Лайфу попали акты сдачи-приёмки работ по «Большому проспекту». По ним выходит, что из бюджета выделили деньги на более качественную марку бетона (М350), а по версии Ростехнадзора, использовали менее качественную марку — М200. Бетон «трёхсотых» марок имеет большую плотность и стоит примерно на тысячу рублей дороже за кубометр, чем «двухсотые».

Скриншот с сайта zakupki.gov.ru

Предмет для проверки

По мнению бывшего главного метростроителя Москвы Юрия Мельникова, дело в кадрах и особенностях работы под землёй. Эксперт считает ситуацию настораживающей.

— Сегодня [в целом] очень низкий уровень и проектировщиков, и строителей [подземки]. У нас сейчас метростроевцев как таковых почти нет. Всё развалилось. Совершенно непрофессиональных проектировщиков приглашают проектировать метрополитены, поэтому ошибок бывает огромное количество. [В строители] набирают в основном мигрантов, которые ничего этого не умеют и не знают. За ними должен быть очень серьёзный присмотр, — рассказал Лайфу Мельников. — Пожалуй, петербургские метростроители сохранили основной костяк хороших метростроевцев. Но вот то, что они отошли от технологии строительства, меня смущает. Если порядок производства работ нарушен — это неприятная вещь.

По данным Лайфа, о ситуации проинформированы правоохранительные органы. Если их проверка подтвердит выводы Ростехнадзора о качестве бетона и возможной опасности для пассажиров, не исключено, что на топ-менеджеров заведут уголовные дела.

В самом Метрострое подтверждают наличие претензий Ростехнадзора, однако ситуацию критической не считают.

— АО «Метрострой», как генподрядчик, ведёт строительство согласно рабочей документации, которая разрабатывается проектным институтом и в обязательном порядке утверждается заказчиком, — сообщили Лайфу в пресс-службе «Метростроя». — Предписания Ростехнадзора касаются расхождений, выявленных между рабочей документацией и предшествующей ей стадии проекта. По мнению института и заказчика, внесённые изменения не влияют на несущую способность конструкций.

Источник: https://life.ru/t/расследования/1059408/opasnaia_podziemka_chto_nashli_provieriaiushchiie_na_novykh_stantsiiakh_mietro_v_pietierburghie

Источник: https://life.ru/t/расследования/1059408/opasnaia_podziemka_chto_nashli_provieriaiushchiie_na_novykh_stantsiiakh_mietro_v_pietierburghie