Арест полковника Захарченко стал очередным громким скандалом, разразившимся в Главном управлении экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК). Спустя год после задержания Захарченко дело обрастает все новыми подробностями и эпизодами. В рядах борцов с коррупцией чистка продолжается, но пока не затрагивает очевидно причастных к преступным схемам сотрудников ГУЭБиПК. Они все еще трудятся на своих высоких постах. То ли на благо Родины, то ли на благо собственного кармана.
Перефразируя классика, можно смело утверждать, что в России не две, а три беды: дураки, дороги и… коррупция. Впрочем, кому как: кому беда, а кому дело всей жизни.
Казалось бы, борьба со взяточничеством – занятие более чем благородное и благодарное. Разоблачай себе зарвавшихся чиновников, отчитывайся о блестяще проведенных спецоперациях и получай внеочередные звания. Но так повелось издавна: «хождение во власть» неизменно провоцирует неуемную жажду наживы. Это, увы, испытал на себе и полковник Эдуард Львович Филиппов, занимающий должность начальника управления по противодействию коррупции.
Следствие по делу Дмитрия Захарченко, отыскивая все новые и новые «хранилища несметных богатств» полковника, слишком увлеклось одним «козлом отпущения» и упустило из вида других интереснейших «персонажей», служащих в ГУЭБиПК. Не мог Захарченко проворачивать миллиардные дела в одиночку, и не только свои деньги он хранил в «засвеченных» квартирах. Те его пособники, имена которых были озвучены, – далеко не полный состав преступного сообщества.
Отметился в этом сообществе и полковник Филиппов и не просто отметился: полковник занимает в нем одну из ключевых ролей. Он работал в тесной связке с Дмитрием Захарченко до ареста последнего, но пока не «всплыл» ни в одном из преступных эпизодов. Напротив, Филиппов значительно продвинулся по служебной лестнице после оглушительного разоблачения полковника-миллиардера.
Продвинулся и прибыльный полицейский «бизнес», основанный на возбуждении и закрытии уголовных дел для «нужных» людей. К примеру, в сентябре 2016 года было закрыто уголовное дело в отношении ПАО «ТНС энерго НН». Руководство компании обвинялось в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. Схема была проста: налоговая база на прибыль уменьшалась за счет искусственного повышения расходов.
Примечательно, что в результате обысков в офисах компании в Москве и в Нижнем Новгороде не была найдена документация, подтверждающая целенаправленное уклонение от уплаты налогов. Похоже, помощь в этом щекотливом деле теперь уже бывшему главе ПАО «ТНС энерго» Дмитрию Аржанову оказал его близкий друг Эдуард Филиппов.
Руководство ПАО «ТНС энерго» подозревалось и в других преступлениях, касающихся вывода средств и завышения тарифов на услуги. Только вот все эти дела странным образом «разваливались», и происходило это не без помощи все того же Эдуарда Филиппова.
Свою деятельность полковник Филиппов продолжает уже без Захарченко, но с другими надежными людьми. В частности, в окружение полковника входит начальник отдела «Б» ГУЭБиПК МВД Российской Федерации Михаил Колесниченко.
Ранее Колесниченко работал вместе с Дмитрием Захарченко в Управлении «Т», но после расформирования Управления в январе 2017 года перешел в подчинение Эдуарда Филиппова. Полковник дальновиден: он понимает, что нельзя разбрасываться проверенными «кадрами», которые, как и он, многое знают и многое умеют.
Согласитесь, парадоксально, что самыми нечистыми на руку оказываются именно руководители и сотрудники управления по противодействию коррупции. Весьма своеобразно борцы за справедливость понимают возложенные на них обязанности.
ГУЭБиПК прославилось как беспрецедентно скандальное ведомство. Скандалы сотрясают его с завидной регулярностью, а вот их сценарии, как на подбор, заезжены и лишь изредка дополняются новыми деталями да все новыми цифрами – суммами обнаруженных у подозреваемых денег. До Дмитрия Захарченко, дело которого стало таким резонансным из-за астрономической суммы, приходящейся на отдельно взятого полковника, с треском обрушилась «блистательная» карьера начальника ГУБЭиПК Дмитрия Сугробова. Генерал-лейтенанта Сугробова признали виновным в превышении должностных полномочий и в организации преступной группы.
Предполагается, что после ареста Дениса Сугробова «полицейскую» ОПГ возглавил Дмитрий Захарченко. Возникает закономерный вопрос: кому же перешли «бразды правления» после вынужденного ухода самого Захарченко? По нашему мнению, им стал Эдуард Филиппов.
Досадное упущение, что страна до сих пор не слишком хорошо знает своего «героя». Эдуард Львович предпочитает держаться в тени…
И все же, кто он, полковник Филиппов? Потомок донских казаков. Доблестный хранитель и продолжатель традиций. Краса и гордость нации. Биография Эдуарда Филиппова полна подвигов. На его счету более двадцати командировок в горячие точки. Он служил командиром отряда, участвовал в первой и второй чеченских кампаниях. Имеет множество государственных наград: четыре ордена Мужества, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени, медаль «За отвагу». Жаль, что за сомнительные манипуляции с уголовными делами государственные награды не положены, иначе полковник существенно пополнил бы свою коллекцию.
Везло Филиппову на войне, везет и в мирной жизни. Карьера его неизменно стремится вверх, а треволнения задержаний и увольнений пока обходят стороной. Долго ли будет продолжаться безграничное везение полковника?
В 2014 году уже прозвенел тревожный для Эдуарда Филиппова «звоночек». За взятку в 1,5 млн рублей был арестован сотрудник Управления «К» ГУЭБиПК Денис Банкин, старший оперуполномоченный по особо важным делам 16 отдела, курирующий борьбу с коррупцией в негосударственном секторе экономики.
Тогда небезосновательно предположили, что преступная деятельность была организована Банкиным не самостоятельно, а в содружестве с его бывшими коллегами из Главного управления по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД РФ. О переводе Банкина ходатайствовали и за него поручились начальник 16 отдела Ильи Потапова (выходец из ГУСБ МВД), курирующий отдел заместитель управления «К» Владислав Овчинников и сам руководитель управления по противодействию коррупции Эдуард Филиппов.
Все указанные лица получили свои должности еще при начальнике ГУЭБиПК МВД РФ Денисе Сугробове. Совпадение? Вряд ли. После случая с Банкиным они могли лишиться своих кресел, но ситуацию замяли, внушительный послужной список Эдуарда Филиппова оценили и о неприятном инциденте вскоре забыли.
В одном из своих интервью полковник Филиппов говорит: «Мораль и нравственность в обществе, как это ни прискорбно констатировать, на крайне низком уровне». Серьезно? На самом ли деле Вам так прискорбно, господин Филиппов? Понятно же, что в высоконравственном обществе сложнее проворачивать «темные делишки». А раз так, годами отработанная схема просто не смогли бы существовать.
Начальник ГУЭБиПК МВД России генерал-майор Андрей Курносенко однажды сказал: «Нужно поставить чиновника в такие условия, чтобы у него пропал интерес брать взятки». По всей видимости, в самом Управлении этот вопрос проработан неважно: в нем созданы прямо противоположные условия – катастрофически к мздоимству располагающие.
Одиночные аресты и разоблачения затрагивают лишь вершину коррупционного айсберга. Захарченко, Филиппов, Колесниченко и им подобные ярко демонстрируют, насколько «все гнило в датском королевстве». Решить проблему может только тотальная очистка ГУЭБиПК. Его сотрудники, кажется, совершенно забыли, что призваны не множить коррупцию, а все-таки с ней бороться.