Тулуз-Лотрек – ироничный парижский декадент

Кто только ни прибегал к услугам жриц любви: ремесленники и крестьяне, представители духовенства и знать, и даже особы королевских кровей. Однако в прошлые времена такие женщины не вызывали сочувствия и уважения. Иначе увидел этот «низменный» мир и показал свой взгляд обществу знаменитый французский художник-импрессионист 19 века Анри де Тулуз-Лотрек.

Являясь единственным наследником известной аристократической семьи, казалось, он должен быть далек от таких людей. А если и спускался к куртизанкам, то впоследствии всячески скрывал подобные похождения и надевал маску благопристойной брезгливости. Но отношение Тулуз-Лотрека к окружающим изменила врожденная болезнь костей. Из-за их хрупкости в детстве он несколько раз ломал ноги, и они перестали развиваться. Повзрослев, художник «получил» крупное мужское тело на маленьких ножках. Передвигаться, конечно, было нелегко.

Тулуз-Лотрек предпочел блестящему аристократическому обществу, где чувствовал себя изгоем из-за своего недуга, мир карнавальный — кабаре и публичные дома. Его взгляд совершенно удивительный – он изображает этих людей так тонко и с такой проникновенностью, и при этом никого не осуждая.

За свою короткую жизнь Тулуз-Лотрек создал более 700 живописных полотен. Среди большинства из низ – уличных и кабацкие зарисовки, афиши и рекламные плакаты. Герои его рисунков – простые жители парижского Монмартра, дамы полусвета, обитательницы публичных домов, танцовщицы, певицы из кафе-шантанов и кабаре. Они совершенно не воспринимались респектабельной публикой Парижа.

В начале 20-го века эти картины считались весьма откровенными. Современный зритель, привыкший к обнаженке на экрана и полотнах, не увидит в них ничего постыдного. Да, танцовщицы здесь высоко задирают юбки, но их ноги прикрыты панталонами в рюшках и чулками. Их прически порой небрежны, а наряды весьма скромны. Но в их глазах видна тоска, разочарование, а иногда и отчаяние. В работах Тулуз-Лотрека нет сарказма, а только тонкая ирония. Он умел видеть прекрасное в безобразном и падшем. За веселым Канканом скрывалось достаточно неприглядное лицо реальности, что не боялся показать художник.

Тулуз-Лотрек стал законодателем художественных приемов в афишах и рекламе, которые мы видим до сих пор в современном мире. Однако афиши в те времена мало кто хранил. Поэтому сохранились лишь рисунки, которые после смерти автора передали в музей в его родном городе Альби. Впоследствии с них под контролем авторских прав сделали литографии, которые экспонируют во многих музеях, в т.ч. в России. Причем печатались они в тех же самых типографиях, что и при жизни художника.

Нельзя сказать, чтобы один из крупнейших представителей импрессионизма пользовался в нашей стране такой же известностью, как его современники Клод Моне, Огюст Ренуар или Огюст Роден. Однако творчество Анри де Тулуз-Лотрека, так почитаемое за рубежом, находит все больше новых поклонников в России. Хотя среди любителей живописи он давно стал гением и классиком.