Теперь Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация», получивший широкую известность после того, как ему удалось добиться для работников заводов Volkswagen, Ford и Benteler заключения выгодных колл. договоров, подлежит ликвидации. В МПРА рассчитывают оспорить это решение в Верховном суде. Независимые же эксперты не столь оптимистичны.
Заинтересованными в процессе были местные управления Минюста и ФНС. Истец ссылался на то, что «Рабочая ассоциация» занималась политической деятельностью и получала иностранное финансирование, передает Business FM.
Суд удовлетворил требования истца в полном объеме. В самом профсоюзе намерены обжаловать это решение. Более того, юрист МПРА Ульяна Солнцева убеждена, что профсоюзы вообще не подпадают под действие закона об НКО-иноагентах. Вот как Солнцева прокомментировала претензии прокуратуры:
— Прокуратура считает нашу деятельность неуставной. В частности, они посмотрели наш сайт, взяли какие-то там выдержки из новостной ленты России и выставили это так, как будто мы организаторы мероприятий, как пример, что мы поддерживаем дальнобойщиков, которые протестуют против системы «Платон». И соответственно, к этой деятельности, которая с точки зрения прокуратуры политическая, они приплели финансирование, которое было получено 2016 годом от глобального союза IndustriALL, членской организацией которого мы являемся. И данное целевое пожертвование было направлено на нашу уставную как раз деятельность — на обучение членов профсоюза. Но в совокупности суд посчитал это все деятельностью иностранных агентов, получающих финансирование из-за рубежа.
— А почему последовала ликвидация? Не мог профсоюз продолжать работать в статусе иноагента?
— Вы знаете, мы задали тот же самый вопрос прокуратуре, на что она, согласно федеральному закону о прокуратуре, сказала, что по своему выбору решает, какую карательную меру применить к организации, которая, по их мнению, нарушает законодательство. И говоря о тех претензиях, которые нам выставлены, прокуратура назвала их грубейшими, неустранимыми, длящимися довольно давно, поэтому невозможно применить другое, кроме как ликвидацию.
Получить оперативные комментарии от прокуратуры, налоговой службы и Минюста Business FM не удалось.
Профсоюз МПРА получил всероссийскую известность в 2007-м после победной забастовки на заводе Ford. В последующие годы ему удалось добиться заключения выгодных для работников коллективных договоров на заводах Ford, Volkswagen и Benteler, напоминает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий:
«Предшественником МПРА был профсоюз Ford, который в 2006-2007 году прославился тем, что провел несколько успешных забастовок и заставил компанию Ford международную, пойти на очень серьезные уступки в плане заработной платы, организации труда и так далее. Потом этот профсоюз довольно активно распространялся опять же на предприятия транснациональных компаний, наиболее известными его акциями была опять же его забастовка на предприятии компании Benteler в Калуге, и также конфликт Калуги же с компанией Volkswagen. Что касается Benteler, то там была успешная стачка, которая опять же привела к тому, что большинство требований рабочих были удовлетворены. А в случае с Volkswagen администрация компании проявила здравый смысл, они не довели дело до забастовки и просто после того, как возник конфликт, по переговорам с профсоюзами заключили соглашение, которое, в общем-то, почти все требования рабочих удовлетворяло. Поэтому это был очень успешный профсоюз, примерно до 2012-2013 года, когда ситуация вообще в профсоюзном движении начала ухудшаться, потому что на фоне экономического кризиса у предпринимателей не было свободных ресурсов, чтобы удовлетворять требования профсоюзов. Соответственно, акции профсоюзные, их требования были менее успешными, а в этот момент наступил определенный кризис в МПРА. И тогда как раз профсоюз был преобразован».
В тот период МПРА решил расширить состав и начал принимать в свои ряды работников любых других отраслей. В результате раскол произошел и внутри самого профсоюза.
Юрист МПРА назвал судебный процесс политическим заказом со стороны коррумпированных чиновников некоторых регионов. Судились с профсоюзом в Петербурге, однако серьезные претензии к нему были и у администрации Калужской области. Пару лет назад на местном телеканале Ника-ТВ вышел документальный фильм об этой организации:
«Если взглянуть на последствия действий МПРА в масштабах инвестиционно-привлекательного региона, то выводы и вовсе неутешительные. На первый взгляд безобидные акции и стачки могут обернуться дефицитом бюджета Калужской области и солидными потерями предприятию.
В данном случае речь идет о тех инвесторах, которые приносят технологии, создают рабочие места, и таким инвесторам действительно нужна тишина. Создание проблем для предприятия делает менее привлекательным регион и страну в целом.
Иными словами, в любое время инвестор может уйти в другой регион или вовсе в другую страну. А теперь, на минутку, благодаря новым предприятиям работу получили несколько тысяч калужан. тут, как говорится, думайте сами».
Суммарно авторы фильма обвинили МПРА в получении денег от американских фондов, признанных в России нежелательными организациями, в сотрудничестве с анархистами и в контактах с представителями ЛГБТ-движения Санкт-Петербурга.
Насколько известно, МПРА намерена оспаривать решение о ликвидации в Верховном суде.
Руководитель юридической службы Клуба юристов некоммерческих организаций Макс Оленичев отмечает, что профсоюзы в России являются общественными объединениями и относятся к некоммерческим организациям, поэтому к ним могут быть применены нормы об НКО-иноагентах. Для признания агентом требуется наличие иностранного источника финансирования и осуществление политической деятельности.
По словам господина Оленичева, понятие «политическая деятельность» в законе сформулировано расплывчато. «Минюст, прокуратура и суды признают политической деятельностью НКО любую публичную деятельность, например сбор подписей или издание книг»,— говорит он.
Юрист считает, что решение суда в отношении МПРА «противоречит ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод». «Если Верховный суд России откажется отменить решение Санкт-Петербургского городского суда, у этого дела есть высокие шансы успешно быть разрешенным в Европейском суде по правам человека»,— полагает он.
Источники “Ъ” в автоконцернах не считают, что профсоюзы МПРА мешали работе заводов, и утверждают, что численность МПРА незначительна на фоне общего количества рабочих. Так, например, в независимый профсоюз «Единство» (входит в МПРА) входит около 150 сотрудников АвтоВАЗа. Официально производители ситуацию не комментировали.
Источник: https://www.bfm.ru/news/374654
Источник: https://www.bfm.ru/news/374654