Правоохранители задержали главного инженера АО «Адмиралтейские верфи» Глеба Емельченкова и генерального директора «НовИТ ПРО» Валерия Пшеничного – по подозрению в махинациях с бюджетными деньгами, выделенными на строительство субмарин для ВМФ РФ. По некоторым данным, речь идет о 100 миллионах рублей.
Обыски на судостроительном предприятии и в помещениях «НовИТ ПРО» проводились 16 и 18 января этого года. После первого обыска были задержаны Глеб Емельченков и Валерий Пшеничный.
Следствие направило в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга ходатайство об их аресте. По результатам его рассмотрения Пшеничный помещен под арест сроком на два месяца. Как пояснил в суде представитель следствия, изоляция подозреваемого необходима, поскольку он склонял свидетелей к даче ложных показаний, имеет счета в иностранном банке и загранпаспорт, что не исключает его побега за рубеж, а также может уничтожить улики.
Стоит отметить, что судья, оглашая решение об аресте Валерия Пшеничного, отметил, что мера пресечения для фигуранта дела избирается как исполнителю госконтракта, а не предпринимателю.
Глеб Емельченков также будет находиться под стражей до 15 марта 2018 года. Его адвокат Александр Семченков сообщил “Ъ”, что на настоящий момент претензии следствия, предъявляемые его подзащитному, недостаточно обоснованы: они построены в основном на показаниях Андрея Петрова, одного из руководителей «НовИТ ПРО», которому после заключения досудебного соглашения содержание под стражей было заменено на домашний арест.
Вместе с тем адвокат уточнил, что необходимо посмотреть, какие доказательства будут представлены следствием. Защитник также сказал, что видит основания для подачи апелляционной жалобы, но это решение может быть принято только после консультаций с его клиентом.
Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено ГСУ ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в декабре 2017 года. По версии следствия, АО «Адмиралтейские верфи» в рамках контракта общей стоимостью 967 млн руб. перечислило на счет АО «НовИТ ПРО» 400 млн руб. аванса, связанного с подготовкой к строительству новой подводной лодки, заказанной у предприятия Министерством обороны. Но, как сочли полицейские, стоимость работ была значительно завышена, и 100 млн руб. из аванса были выведены со счетов «НовИТ ПРО» и похищены организаторами аферы.
В деле пока три основных фигуранта — бывший гендиректор АО «НовИТ ПРО» Валерий Пшеничный, заместитель главного инженера АО «Адмиралтейские верфи» Глеб Емельченков и Андрей Петров, близкий знакомый корабела. Именно на показаниях Петрова, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве и давшего показания против предполагаемых подельников, в значительной степени основывается дело о хищении оборонных средств.
В региональном полицейском главке пока не сообщают детали уголовного дела.
По данным “Ъ”, хищения были совершены в период с 2016 года по апрель 2017 года. Как пояснили источники издания в отрасли, речь идет о строительстве одной из последних дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» для Черноморского флота.
Компания «НовИТ ПРО» была привлечена для разработки компьютерной модели субмарины и технической документации, необходимых для постпродажного сервисного обслуживания. После создания продукт передается заказчику и существенно облегчает ремонтные работы изделий при их поломке.
Трехмерная модель позволяет эксплуатанту определить, из каких комплектующих состоит тот или иной узел, у каких производителей может быть заказан новый узел или его составная часть. «Сами верфи обычно не занимаются подобными работами, даже если у них есть техническая возможность. Это, как правило, инновационный бизнес сторонних компаний, привлекаемых в качестве подрядчиков»,— рассказал источник “Ъ” в судостроительной отрасли Петербурга.
По словам собеседников издания в одной из проектных компаний города, контракты на создание электронной среды с возможностью получения заказчиком информации о каждом узле готового изделия «традиционно заключаются по завышенным ценам». «Какое-то время назад Валерий Пшеничный выбил контракт на «Адмиралтейских верфях» на 1,2–1,5 млрд руб. По моему мнению, подобная работа не может стоить этих денег»,— уверен источник.
В АО «НовИТ ПРО» отказались комментировать ситуацию, сославшись на недостаток информации о задержаниях. По информации на официальном сайте группы компаний «НовИТ», организация разрабатывает проектно-конструкторскую документацию и трехмерные модели для судостроителей с использованием систем проектирования, в том числе Foran и Tribon. Как утверждают в компании, «НовИТ ПРО» имеет все необходимые документы для работы с гособоронзаказом.
По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», «НовИТ ПРО» в разные годы получала заказы от судостроительного завода «Севмаш» (строит атомные подводные лодки), конструкторских бюро «Рубин» и «Алмаз».
«Адмиралтейские верфи» — крупнейший судостроительный завод Северо-Запада. Основную продукцию предприятия составляют неатомные подводные лодки. В 2016 году завод передал Черноморскому флоту последнюю, шестую в серии «Варшавянку», после чего получил заказ на шесть аналогичных подлодок для Тихоокеанского флота. Параллельно завод строит корабли и суда ледового класса.
Ежегодная выручка предприятия превышает 40 млрд руб., прибыль не опускается ниже 5 млрд руб.
«В настоящее время следственные органы проводят проверки в рамках своих компетенций. ОСК оказывает всю необходимую помощь и содействие по данному вопросу»,— сообщили в корпорации. Представители «Адмиралтейских верфей» на звонки и письменные запросы не ответили.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3523163
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3523163