Шоколадных дел мастер Николай Попов

В ряде музеев России прошла любопытная выставка сладких экспонатов «Музея шоколада Nicolya». Несколько сот изделий из какао, марципана и прочих ингредиентов доставляют на специальном, оборудованном рефрижераторами автомобиле. Чтобы оставаться «в форме», изделиям из темного и белого шоколада необходимо поддержание специальной температуры – в идеале она не должна подниматься выше 20 и опускаться ниже 16 градусов тепла.

При таких условиях сладкие работы могут радовать собой окружающих целых два года – именно таков средний срок жизни кулинарных произведений. Один из законодателей моды в отечественной кулинарии, шоколатье Николай Попов признался, что по мере старения его собственноручных творений, он без капли сожаления разрушает скульптуры избавляется от них. Это закономерный процесс, и избегать его – значит не стремиться к созданию новых шоколадных фантазий, а позволить себе такое мастер никак не может – в голове его всегда есть место для замыслов.

На очереди – изготовление по-настоящему массивных сооружений из шоколадной массы, таких, чтобы общий вес экспозиции составил целую тонну или все полторы. Пока что одним из самых гигантских сооружений в коллекции шоколадных дел мастера является натуралистичная Эйфелева башня, изготовленная Поповым в память об обучении во Франции. Ему потребовался месяц только на то, чтобы соорудить форму, из которой позже была отлита кондитерская конструкция. Ее вес составляет 45 килограммов, а высота – более двух метров.

Однако это далеко не единственный крупный выставочный экспонат. Воображение посетителей музеев поражает уменьшенная восьмикилограммовая копия египетской пирамиды, выполненная из шоколада с пищевым золочением. Эта работа открывает выставку не случайно: именно Египет считается родиной сладостей из какао-бобов.

При этом самый маленький экспонат коллекции – диадема, выполненная всего лишь из одной столовой ложки шоколада. Конструкция получилась настолько тонкая и хрупкая, что если взять ее в руки, она сразу же растает. Поэтому выставочный экземпляр никогда не перемещается с места на место – каждый раз мастер изготавливает его прямо на выставочной площадке, по прибытии музейной коллекции.

Неисчерпаемым источником вдохновения, как и идей для творчества для кондитера являются люди. Заказчикам нужно угождать, а публику – удивлять и восхищать новыми шедеврами из необычного материала. Задумываясь над созданием подобной экспозиции, Попов задавался целью показать людям вещи, которые совершенно не похожи на шоколад. Таковых в экспозиции так много, что таблички, которыми они снабжены, ничуть не помогают посетителям выставки оправиться от шока. Знаменитые яйца Фаберже, макеты белорусских замков, корона Российской империи, книги, маски, наборы инструментов, даже чищенная картошка – все это выглядит настолько натуралистично, что просто невозможно поверить в шоколадное происхождение этих предметов.

Отчасти подобный эффект достигается за счет использования разных сортов шоколада и техник, в которых трудится мастер. Еще одним источником пополнения коллекции являются города, по которым гастролирует сменная экспозиция. Таковых за всю историю существования шоколадных работ было уже более пятидесяти в разных уголках мира.

Частые путешествия сложили приятную традицию: где бы ни побывали экспонаты Nicolya, Николай Попов изготавливает одну или несколько работ в память об этом месте и, конечно же, собственноручно делает огромную сладкую плитку весом в несколько килограммов.