Скандал, начало которому положило обвинение бизнесмена Михаила Хубутия в адрес вице-мэра столицы Марата Хуснуллина, снова привлек внимание к чиновнику со стороны общественности и СМИ.
СМИ цитируют подборку материалов о чиновнике, которую опубликовал известный журналист Николай Троицкий. Материал в подробностях рассказывает о том, как московский чиновник сделал карьеру и, по множеству мнений, заполнил строительную сферу Москвы компаниями под управлением друзей и родственников. Ряд негативных фактов, касающихся Марата Хуснуллина, содержит публикация Transparency International, международной антикоррупционной организации.
Добавив к этим сведениям информацию из открытых источников, можно получить довольно любопытный портрет человека — второго лица в столице (впрочем, некоторые подозревают, едва ли не первого).
Начало трудовой деятельности Марата Хуснуллина пришлось на восьмидесятые годы — тогда он был лаборантом в Казанском финансово-экономическом институте. За перестройку и смутный период после нее карьера будущего чиновника пошла в гору: к началу девяностых Марат Хуснуллин был главным бухгалтером, а затем возглавлял строительный кооператив «Темп» в Казани, после руководил ООО «Интерпласт Сервис». Позже, до 2000 года, был гендиректором «Строительной торгово-промышленной фирмы «Ак Барс». К концу девяностых годов Хуснуллин стал депутатом Государственного совета Татарстана, а с 2001 по 2010 год занимал в республике пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ. Считается, что тогдашняя деятельность Хуснуллина была плодотворной: перестроилась Казань, а вслед за ней началось строительство в других татарстанских городах, властями была внедрена электронная система закупок, успешно построены спортивные объекты к Универсиаде-2013. О том, как и в чью пользу распределялись бюджетные потоки, широкой аудтиории не сообщалось.
Однако для того чтобы попасть на должность главного строителя Москвы, позволяющую управлять многомиллиардными бюджетами, недостаточно быть «хорошим парнем из Казани», нужны очень серьезные связи. Предполагается, что Хуснуллину помог Марат Кабаев, тоже уроженец Татарстана, бывший футболист, он же — председатель Международной ассоциации исламского бизнеса и отец гимнастки Алины Кабаевой. Впрочем, другие связи тоже нельзя отбрасывать. Троицкий озвучивает мнение, что родственники Марата Хуснуллина с фамилией Миннихановы по отношению к президенту Татарстана, скорее всего, не просто однофамильцы.
Как бы то ни было, Хуснуллин с ноября 2010 года возглавлял столичный Департамент городского строительства, а меньше чем через месяц, 2 декабря 2010 года, он стал заместителем мэра Москвы и занимался вопросами градостроительства. В скором времени у чиновника появился еще ряд полномочий, связанный с руководящими должностями в Коллегии по вопросам градостроительной политики и строительства города Москвы и в городской комиссии, занимающейся пресечением самовольного строительства. С лета 2012 года у Марата Хуснуллина дополнительно появились функции по контролю за строительной политикой в «новой Москве».
Еще на родине, в «татарстанский период жизни» Хуснуллин, по отчету Transparency International, создал доверенную группу бизнесменов, пришедших с ним на московский рынок. Причем не только друзья в этом «клане», но и близкие родственники, среди которых Роза Хуснуллина, мать чиновника — ей принадлежала действовавшая в 2006–2011 годах компания «Авердикс», зарегистрированная на лондонскую Averdo Property Management Limited и офшор из Британских Виргинских островов Averdix Business Corp, скупавшая контрольные пакеты крупных коммунальных и строительных организаций в Татарстане. Жене вице-мэра Лилии Хуснуллиной принадлежали 100% акций ООО «ИнвестПлюс» — компании, финансировавшей строительство казанской гостиницы «Ильмар-Сити». Теперь компании из этого круга получают миллиардные заказы от Москвы.
Вхожим в эту группу называют Дамира Газизова (бывшего казанского предпринимателя, ныне он руководит «Управлением гражданского строительства»), Ильдуса Минниханова (ныне — советника Марата Хуснуллина, своего друга и московского покровителя, а ранее — директора «ИнвестПлюс», фирмы-собственника вышеупомянутой гостиницы, где его сменила на этой должности Алина Маратовна, дочь Хуснуллина), Максата Шеммедова (25-летнего свояка Ильдуса Минниханова, а по должности — гендиректора и единственного учредителя столичного ООО «Центроград»), Альберта Суниева (занимающего руководящие должности в «Мосинжпроекте» и в «Управлении по экспериментальной застройке микрорайонов») и еще ряд персон.
Примечательно, что Альберт Суниев — координатор «экспериментальной застройки», под которую, по ряду мнений, для распила бюджета можно притянуть что угодно. Именно Альберта Суниева вкупе с Маратом Хуснуллиным обвинил на своей странице в Facebook в коррупции и вымогательстве Михаил Хубутия, глава грузинского землячества и владелец «Гостиного двора». Николай Троицкий отмечает, что лично знаком с этим бизнесменом, имеющим качества предпринимателя и при этом характеризует Хубутия как человека порядочного.
Хубутия разместил на своей странице в фейсбуке посты и комментарии к ним, где пишет о родственниках и друзьях Хуснуллина, а также о вымогательстве у него 3 млн долларов и тысячах квадратных метров площадей. Грузинский бизнесмен говорит об угрозах в адрес его семьи и о махинациях с 25 млн долларов, на которых Хуснуллин якобы и попался. Упоминает Хубутия и о преступлениях вице-мэра на сексуальной почве. Хубутия также упомянул, что сообщил о подробностях деятельности Хуснуллина Владимиру Путину: они знакомы, а предвыборный штаб президента располагается как раз в здании «Готиного двора». Примечательно, что после разоблачений Хубутия в ряде телеграм-каналов появился целый ряд однотипных материалов, критикующих российско-грузинского бизнесмена в качестве владельца сети оружейных салонов. По некоторым суждениям, это, а также и «негатив» о сыне предпринимателя – своего рода ответ на разоблачение Хуснуллина.
Тем временем, судя по информации, появляющейся в СМИ, выгодное распределение московских контрактов продолжается. «Медуза» пишет, что в результате такой работы только «Татсельжилкомхоз», «Татстрой» и «Водоканалсервис», принадлежавшие, кстати, матери Марата Хуснуллина) заработали порядка 10 млрд руб.
Ту же группу предпринимателей вокруг Хуснуллина называют «рулевыми» в программе реновации ветхого жилья, которую начали осваивать, судя по сообщениям СМИ, еще до объявления о ней «народу». Со ссылкой на РБК Николай Троицкий сообщает, что Москва только на проекты 40 с небольшим домов для переселения москвичей из ветхого фонда затратила порядка 2,5 млрд руб. Резонный вопрос: а сколько тогда потратят на сами дома?
Деятельность представителей «клана» приводит к варварскому разрушению архитектурного наследия и приносит вред природе – об этом постоянно говорят историки и градозащитники. Один из фактов — снос на Садовнической улице домов Привалова, которые были важной частью историко-культурного наследия столицы. Протесты москвичей и «Архнадзора» здание отстоять не помогли. А в 2016 году «сносную комиссию», принимающую решения по строительству в достопримечательных местах ликвидировали. Общественники подсчитали, что за время бурной строительной деятельности Хуснуллина в Москве стало как минимум на 40 памятников архитектуры меньше. Темпы решения жилищных проблем московских очередников тоже не выросли, наоборот, они снизились в два с половиной раза. Зато появились жалобы: на включение домов в реновацию вопреки мнению жителей, на выселение собственников из исторического здания с последующим сносом памятника и многое другое. Один из бизнесменов – строителей даже обвинял Хуснуллина в вымогательстве многомиллионной взятки (сам чиновник отреагировал на это обвинение стандартно – назвал клеветой).
Марата Хуснуллина согласно докладу АПЭК (Агентства политических и экономических коммуникаций), называют одним из самых непопулярных у москвичей столичных чиновников.