«Транснефть» остановила в ночь на 7 августа на несколько часов прокачку дизельного топлива по магистральному нефтепродуктопроводу Ярославль-Приморск-2 («Север», экспорт в Европу и США дизельного топлива стандарта Евро-5). Прокачка была прервана — в результате незаконной врезки на МНПП на территории Выборгского района Ленинградской области. Полуторакилометровый нелегальный трубопровод от врезки привел к разливу трех тонн дизельного топлива. Начато уголовное расследование.
Очевидно, что врезчиков подбодрило решение Тосненского горсуда, который накануне освободил от ответственности восьмерых подозреваемых в аналогичных деяниях. Семеро россиян и один гражданин Латвии – все они члены группировки «Спортсмены». Хорошо знакомы в кругах дальнобойщиков и нелегальных заправщиков, как поставщики краденого топлива. Задержали группу в 2014 году во время операции по сбору краденого топлива. С тех пор прошли десятки судебных заседаний, они обвинялись по ст. 215.3 ч. 2 УК РФ (приведение в негодность нефтепроводов) и ст. 158 ч. 4 (кража в особо крупном размере в составе группы лиц). Однако судья Дмитрий Петров не увидел, ни признаков организованной группы, ни кражи по факту преступления. Вынес фактически оправдательный приговор: двоим засчитал «год за полтора» проведенные в СИЗО, а остальных и вовсе отпустил из зала суда безнаказанно.
Судья Тосненского суда Петров не увидел ни признаков организованной группы, ни кражи по факту преступления, не принял к рассмотрению факты отслеженной цепочки сбыта краденого топлива и вынес врезчикам оправдательный приговор.
Откуда такая доброта к преступникам? Судя по открытым архивам уголовных дел, Дмитрий Петров не значится среди судей как добряк, который жалится над преступниками, в отношении других уголовных дел его решения довольно объективны. Однако именно «спортсмены» успели “заскочить в последний вагон”. В соответствие с указом Президента РФ от 30 июля 2018 года вводится в действие закон об усилении уголовной ответственности за такие преступления. Ужесточение норм УК вступает в силу 9 августа. За врезку в магистральный трубопровод теперь будет назначаться лишение свободы до 4-х лет, либо штраф до 200 тысяч рублей. Если же в результате таких действий имели место жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью людей, преступникам грозит до 8 лет лишения свободы.
Однако ужесточится ли наказание на деле? «Закон вряд ли изменит ситуацию в нынешнем виде, — говорит руководитель Института развития технологий ТЭК Сергей Воробьев, — из норм закона полностью изъята статья 215 (причинение ущерба нефтепроводу), то есть поводов для возбуждения уголовного дела стало меньше».
«Кроме того, закон не меняет практику правоприменения к похитителям и по статье 158 (кража). Мы видим, что максимум чего могут добиться оперативники в суде – признания факты кражи последней бочки топлива, с которой их поймали с поличным. Все ранее похищенное топливо, суд не учитывает на практике», — говорит эксперт.
Действительно, до сих пор реальные сроки похитители получали в ничтожном проценте случаев. В Московской области за последние три года возбуждено 87 уголовных дел по фактам незаконных врезок. Отказано в рассмотрении по 33-м эпизодам. Преступники привлечены к ответственности по… четырем (!) делам (см. рис.1).
Рис. 1. Динамика раскрываемости уголовных дел по фактам криминальных врезок в Московской области в 2015-2018 гг.*