Адвокат Евгений Харламов рассказал, как заказали Сергея Вялкова

Известного бизнесмена и общественника из подмосковного Одинцова обвинили в заказе покушения на сотрудника милиции, которое произошло 20 лет назад. По словам адвоката Харламова, само дело стало местью сотрудников спецслужб. И доказательств вины Вялкова, по сути, нет.

Как пишет «Наша Версия», начало этой истории лежит в далеких восьмидесятых годах прошлого века, когда Сергей Вялков, Сергей Буторин и Николай Петров вместе проходили службу в рядах тогда еще Советской армии. После увольнения «на гражданку» жизнь, как говорится, разбросала бывших однополчан. Так, с приходом рыночных отношений в 90-е Вялков стал предпринимателем, Буторин пошел в бандиты, а Петров устроился служить в милицию. С милиционером Петровым Вялков после армии не контактировал, а вот Буторин, он же «Ося» из «ореховской» преступной группировки, бизнесмена иногда навещал. Общение сводилось к получению очередной суммы денег, иначе бандиты грозились всерьез «наехать». В те «лихие» годы в подмосковном Одинцово, где жил и занимался бизнесом Вялков, «ореховца» Буторина и его подельника Белкина знали и боялись все, включая «силовиков». Поэтому речь шла о жизни Вялкова и безопасности его семьи.

Бесчинствовали «ореховские» недолго. Со временем, за Буторина и его «братков» взялся МУР. «Ося», проявив чудеса изобретательности, бежал в Испанию, и устроил там инсценировку своей смерти. Чтобы окончательно замести следы, он даже устроил солидные похороны с поминками, но муровцев они не убедили. Вычислив «покойного» бандита, они добились его ареста и экстрадиции в Россию. Суд по достоинству оценил преступную деятельность Буторина: за убийства, разбойные нападение и активное участие в банде он получил пожизненный срок заключения.

Тем временем Сергей Вялков был обычным российским гражданином, разрываясь между работой и семьей. Был общественником, помогая обустраивать детские сады и поликлиники. Но в январе 2018 года его задержали в одном столичном аэропорту, когда Вялков возвращался из отпуска. На первом допросе выяснилось, что его подозревают в организации покушения на сотрудника милиции Николая Петрова 20 лет назад. За что он якобы задумал «убрать» бывшего армейского сослуживца, Вялкову объяснить не смогли.

Надо сказать, что в далеком 1998 году Петрова на самом деле обстреляли, но серьезных повреждений он не получил. Практически сразу же были задержаны двое уроженцев одной их южных республик, которые сознались в совершении покушения, и даже указали заказчика, своего авторитетного земляка. Однако тот успел скрыться на родине, поэтому дело заглохло. Зато, проводя тщательное расследование, в 2001 году милиционеры допросили всех знакомых Петрова. Был допрошен и Вялков, причем никаких подозрений он, как и следовало ожидать, не вызвал. Зато было установлено, что он с Петровым после армии никак не пересекался.

Когда в январе 2018 года сотрудники спецслужб задержали Сергея Вялкова, ночью провели у него обыск и, не найдя ничего, упекли за решетку, об этих обстоятельствах никто не вспомнил. Проигнорировали силовики и настоятельные возражения представителя Генеральной прокуратуры РФ против ареста Вялкова: он указывал на полное отсутствие доказательств вины подозреваемого.

На самом деле, формальная причина преследования Сергея Вялкова была, но крайне сомнительного свойства. Уголовное дело о покушении на милиционера Петрова было возобновлено 8 ноября 2017 года на основании «явки с повинной», сочиненной активным участником «ореховской» ОПГ Маратом Полянским, посаженным в тюрьму на 22 года за бандитизм и убийства. А именно, спустя 19 лет Полянский неожиданно «прозрел» и заявил следователям, что якобы именно Сергей Вялков был «заказчиком» покушения на Петрова в 1998 году.

Правда, здесь не обошлось без явных признаков подтасовки. Как объяснил адвокат Вялкова Евгений Харламов, дело возобновили 8 ноября 2017 года, а явка с повинной подписана Полянским 16 ноября того же года. При этом это уголовное дело никак не может быть возобновлено раньше явки с повинной. К тому же, как вскоре выяснилось, непосредственно перед возобновлением дела сотрудники спецслужб навещали томящихся за решеткой «ореховских» бандитов, и вели с ними долгие переговоры. Поэтому напрашивается вывод, что уголовное преследование Вялкова может иметь заказной характер. Вот только кто мог сделать такой заказ?

На определенные размышления наводит поведение осужденных бандитов. Есть основая предполагать, что изначально «явку с повинной» силовики пытались получить от Сергея Буторина, который знал Вялкова по службе в армии, а затем вымогал у него деньги. Пожизненно осужденный Буторин, скорее всего, отказался от такого «заманчивого» предложения, но мог указать силовикам на Марата Полянского, который благодаря деятельному сотрудничеству со следствием избежал пожизненного срока. К тому же, есть информация, что Полянский участвовал в покушении на милиционера Петрова в 1998 году, и отказ от содействия силовикам мог обернуться для него «высшей мерой».

Правда, как указывает адвокат Евгений Харламов, в 2011 и 2013 годах Марат Полянский добровольно дал показания о членах «ореховской» ОПГ, подробно рассказав обо всех совершённых преступлениях и роли каждого бандита. Собственно, из-за этого второе уголовное дело против Полянского слушалось в особом порядке, и пожизненного срока заключения он не получил. Но даже перед реальной перспективой закончить свои дни в тюрьме, подробно рассказав обо всех «ореховских», Полянский но ни слова не сказал о Сергее Вялкове. И крайне неправдоподобно выглядит то обстоятельство, что почти через 20 лет он неожиданно написал «явку», в которой назвал одинцовского предпринимателя активным членом банды и заказчиком убийства сотрудника милиции Николая Петрова.

Столь же нелогична и неправдоподобна история с неким Васильченко, еще одним бандитом из «ореховской» группировки. В ходе расследования, итогом которого стал разгром ОПГ, он тоже давал подробные показания против своих подельников, надеясь за счет этого заслужить снисхождение суда. Но ни одного слова о Сергея Вялкове он не сказал. Зато потом, спустя два десятилетия, вдруг «вспомнил» заказчика покушения на милиционера.

Сам Сергей Буторин, который некогда твердо отказывался давать показания по делу «ореховского» ОПГ, со временем, вероятно, тоже поддался на уговоры силовиком. А именно, он тоже вдруг решил рассказать о Вялкове. Дескать, Вялков был его партнёром по бизнесу, а еще заказал убийство милиционера. Правда, как доказывают факты, «партнерство» заключалось в вымогательстве денег с Вялкова, а насчет «заказа покушения» ничего убедительного Буторин сказать так и не смог.

Действительно, задает вопрос адвокат Харламов Е.В., какой мотив был у Вялкова «заказывать» сотрудника милиции Петрова (своего бывшего сослуживца), если он с ним после увольнения из рядов армии не пересекался? Для чего нужно было Вялкову «убирать» Петрова, если никаких общих интересов у него с милиционером не было? По причине спортивного интереса? И что такое случилось с бандитской троицей, если они черед два десятка лет вдруг решили дать однотипные показания именно о Сергее Вялкове? Да и как можно было арестовать Вялкова без проверки этих «явок», просто поверив бандитам на слово?

Как считает адвокат Евгений Харламов, есть все основания полагать, что находящиеся в тюрьме бандиты их «ореховской» ОПГ дали показания под давлением. Как замечает «Момент истины», это могло произойти при явной заинтересованности ФСБ.

«Сергей Вялков жил все эти годы нормальной жизнью, ни от кого не скрывался. Он постоянно занимался благотворительностью, помогал нуждающимся, благоустраивал детские площадки, восстанавливал Храмы, осуществлял ремонт детских садов, поликлиник. А получается, что от него хотели что-то другое? И «намеки» после ареста Вялкову поступали, а именно дать показания на высокопоставленных должностных лиц, иными словами их оклеветать, иначе весь свой бизнес потеряешь, а затем и свободу», – замечает адвокат Харламов.

Адвокат Сергея Вялкова, бывший начальник криминальной милиции одного из московских РОВД, знает, о чем говорит. Евгений Харламов считает, что дело против его клиента было заведено с вопиющими процессуальными нарушениями, и не понимает, почему суд в отсутствие явных доказательств вины Сергея Вялкова избрал для него меру пресечения в виде ареста, который продолжается по сей день.

К сожалению, в практике адвоката Харламова Е.В. это не первый случай. Одним из недавних примеров стало уголовное дело, возбужденное в отношении сотрудника полиции УВД ЮАО города Москвы Сергеева Алексея Дмитриевича. Этого полицейского три года назад привлекли к уголовной ответственности за якобы «полученную» взятку. Как и в случае с Сергеем Вялковым, имел место только оговор со стороны одного человека. В результате, Сергеев А.Д. год находился в тюрьме, пока Харламов не добился его освобождения из-под стражи под залог. И только еще через год уголовное дело в отношении Сергеева было прекращено.

Несмотря на полное доказательство невиновности Сергеева, оговоривший его человек к ответственности не привлечен. За необоснованное уголовное преследование Сергеева никто не наказан. Так и в деле Вялкова: те, кто его оговорил, скорее всего, оговорившие его бандиты не понесут никакого наказания. Тем более, они уже отсиживают пожизненные сроки, а Полянский приговорен к 22-и годам. Тем временем Вялков продолжает томиться в тюрьме за то, чего не совершал.