«Роснефть» развязывает бензиновую войну?

«Роснефть» приостановила поставку своей продукции на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу, что, по словам экспертов, стало прецедентом, какого еще не было за время работы СпбМТСБ. В возглавляемой же Игорем Сечиным компании заявили, что не намерены реализовывать топливо перекупщикам… Так или иначе, а начавшийся дележ розничного рынка рядовым россиянам ничего хорошего не сулит.

«Действительно, отгрузок с базисов «Роснефти» (нефтеперерабатывающих заводов и примыкающих к ним железнодорожным станциям. — Ред.) сегодня не было, спрос на бирже в разы превосходит предложение», — сказал журналистам президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. НТС объединяет сети независимых АЗС и трейдеров.

Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга (объединяет трейдеров Петербурга и Ленобласти) Олег Ашихмин также подтвердил, что 15 ноября на бирже и за ее пределами не продавалось топливо «Роснефти». Другие нефтяные компании, например «Газпром нефть», продолжали продавать топливо на бирже, добавил он.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не подтвердил информацию о том, что компания перестала поставлять топливо на биржу в четверг. По его словам, «Роснефть» выполняет обязательства и поставляет 10% производимого топлива на биржу.

Но компания не обязана поставлять все 10% от производства в день, подчеркнул он. «И мы не обязаны продавать топливо тем, кто его просто перепродает», — добавил он, — «Сегодня желания торговать на бирже у нас нет, завтра может не быть, а потом появится».

Согласно совместному приказу ФАС и Минэнерго, крупнейшие нефтяные компании обязаны продавать на бирже не менее 10% производства бензина и авиакеросина и 5% дизельного топлива. Согласно постановлению правительства от 11 октября 2012 года, продажи должны осуществляться равномерно и регулярно в течение месяца.

«Продавец распределяет годовые объемы реализации нефти или нефтепродуктов на биржевых торгах по каждому виду соответствующего биржевого товара, реализуемого им и (или) его агентом на биржевых торгах, по месяцам календарного года <…>, равномерно по дням и торговым сессиям в соответствующем месяце», — говорится в постановлении.

В «Роснефти» объяснили, что решений полностью уйти с биржи не принималось. «Компания хотела бы торговать на бирже, а не на квазибирже, где большинство сделок договорные. Мы хотим добиться прозрачности сделок и рыночного ценообразования», — пояснил Леонтьев.

По его мнению, необходимо «навести порядок» с игроками на бирже, потому что они формируют цену, закупая огромные объемы топлива. «Потом они или их подельники начинают на нас жаловаться, что их не устраивают цены. Почему розничные независимые сети покупают в пять раз больше объемов топлива, чем объемы их АЗС? Они перекупщики!» — заключил представитель «Роснефти».

«Наше требование — разобраться с независимыми сетями АЗС, которые могут представлять собой структуры с огромным количеством посредников, которые манипулируют рынком. И кроме того, проверить качество и количество заливаемого в бак независимыми заправками топлива», — добавил он.

По мнению Баженова из НТС, пока рано делать однозначные выводы из действий «Роснефти» на бирже — один день вряд ли что-то решает. «Возможно, это какой-то технический сбой, а возможно, ультимативные действия, направленные на сопротивление решению по заморозке оптовых цен», — предположил он.

Гендиректор трейдера «Солид-товарные рынки» Илья Мороз заявил, что действия «Роснефти» похожи на «сознательное манипулирование».

«Роснефть» является ключевым продавцом на СПбМТСБ, на ее долю приходится почти 40% объема предложения топлива. Другие нефтяные компании, включая ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть», 15 ноября продолжали продавать топливо на бирже, рассказали собеседники РБК (https://www.rbc.ru/business/15/11/2018/5bed4c269a79472ab0eb6ad9).

Общие объемы продаж топлива за торговый день 15 ноября (закончились в 13:00 мск) упали, следует из данных торгов: в четверг было продано на бирже ​3,8 тыс. т бензина АИ-95, что в два раза меньше, чем накануне (6,9 тыс. т). Продажи бензина Аи-92 снизились незначительно — 13,8 тыс. т против 14,6 тыс. т, а торги зимним дизтопливом даже выросли с 8,9 тыс. т до 10 тыс. т.

Сечин объяснил высокие цены на бензин политикой независимых АЗС

Глава «Роснефти» Игорь Сечин в интервью «Коммерсантъ FM» обвинил независимые сети АЗС в создании в регионах монопольных структур, цель которых — подстегнуть рост цен на топливо.

«У нас сложилась конструкция, когда в отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально интегрированные компании в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться. Но мы сейчас с этим будем разбираться очень серьезно», — заявил глава «Роснефти».

По оценке, приведенной Сечиным, независимым сетям принадлежит доля 30% рынка. «Эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает Федеральная антимонопольная служба. Если мы даем цену ниже, то сразу попадаем на антимонопольное разбирательство. Значит, вынуждены даже поднимать цену», — заявил он.

Сечин в качестве примера рассказал о ситуации в одном из регионов, где «Роснефть» владеет шестью заправками. «Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях», — описал он ситуацию. Таким образом, с помощью цепочки посредников, уверен Сечин, независимые сети формируют выгодную для себя цену.

«Это одно слово — коррупция», — подчеркнул он.

В понедельник, 12 ноября, правительство и крупнейшие нефтяные компании («Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и др.) подписали соглашение о заморозке цен на топливо на уровне июня 2018 года. Соглашение также предписывает нефтяникам как минимум на 3% увеличить поставки бензина и дизтоплива на рынок относительно уровня прошлого года, а также обеспечить топливом независимые сети АЗС.

Неподконтрольные крупным НК сети заправок, которые занимают «монопольное положение» в регионах, власти также хотят обязать заморозить розничные цены на топливо. С такой инициативой к правительству вышла возглавляемая Игорем Сечиным «Роснефть». Эксперты уже высказали опасения, что это повлечет закрытие независимых АЗС и, как следствие, спровоцирует бензиновый дефицит на той или иной территории.

Антон Усов из KPMG отмечал (https://www.kommersant.ru/doc/3798295), что независимые сети занимают 60% рынка по количеству АЗС, но 70% от объема всего реализованного топлива приходится на нефтяные компании.

«Кроме некоторых регионов Дальнего Востока и Сибири, доминирования независимых сетей нигде не наблюдается. Распространение соглашения на них вряд ли имеет смысл, так как независимые сети не влияют на ценообразование, а скорее вынуждены подчиняться рыночным тенденциям»,— говорил он.