Понятно, договор властей и нефтяников о заморозке цен на топливо пустит по миру независимые АЗС. По оценкам экспертов, «водители Петербурга могут потерять около половины автозаправок». Казалось бы, а какое нам дело, если на их место придет Сечин с «Роснефтью», но бензин не будет дорожать? Только вот ответьте, положа руку на сердце: вы верите, что станет лучше?
В результате соглашения о ценах на бензин между нефтяными компаниями и государством независимые АЗС в России могут потерпеть убытки и закрыться. В Петербурге они составляют порядка 47% от всех заправок. И с каждым годом их, как рассказали в Независимом топливном союзе, становится все меньше.
«Количество независимых АЗС постепенно уменьшается. Еще пять лет назад их было 53-54%. Постепенно их выдавливают с рынка ВИНКи (вертикально интегрированные компании — прим. ред.). Прежде всего это происходит, потому что существует диспаритет. Фактически государство регулирует розничную цену. При этом на оптовой цене существует рыночное ценообразование, которое происходит через Санкт-Петербургскую торговую сырьевую биржу. Очень часто бывают ситуации, когда разница между оптовой и розничной ценой минимальная, либо, как было в мае, оптовая цена была выше розничной», — пояснили в Независимом топливном союзе.
В итоге, как уточнили в организации, независимые АЗС не имеют никакой маржи. Вся разница между розничной и оптовой ценой уходит на операционные затраты, включая налог на землю, зарплату сотрудникам, НДС и другие расходы.
Все это может привести к постепенному уходу независимых АЗС с рынка. Примечательно, что крупные нефтяные компании предпочитают работать на трассах и в крупных городах — там, где есть большой уровень налива, пишет сетевой ресурс «Мойка78» (https://moika78.ru/news/2018-11-22/53342-peterburg-mozhet-poteryat-47-avtozapravok?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop). В отдаленных населенных пунктах, поселках и небольших городах зачастую существуют лишь независимые заправочные станции.
«В результате этого в Санкт-Петербурге останется чуть более 50% заправок, соответственно половина машин потеряет доступ к инфраструктуре. Первым следствием будут очереди около заправочных станций. Второй момент в том, что если не будет конкуренции, могут обосновать любую цену на рынке», — поделился прогнозами в разговоре с интернет-изданием представитель Независимого топливного союза Сергей Бойко.
Ранее руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов заявил, что из-за соглашения о ценах на топливо между нефтяными компаниями и правительством независимые АЗС могут потерпеть значительные убытки и закрыться. Это порядка 60% от всех заправочных станций в России.
По условиям договора, наценка на бензин должна составлять 1,7 рубля за литр. Однако для того, чтобы не терпеть убытки, независимые АЗС должны держать наценку на уровне не менее 3 рублей за литр.
А теперь давайте посмотрим, какие события последовали после заморозки цен на топливо.
Сначала возглавляемая Игорем Сечиным «Роснефть» попросила антимонопольщиков проверить независимые АЗС, которые могут иметь монопольное на топливном рынке того или иного региона, а потому тоже должны подключиться к соглашению.
Следом компания приостановила поставку своей продукции на Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу…
ПОДРОБНЕЙ: «РОСНЕФТЬ» РАЗВЯЗЫВАЕТ БЕНЗИНОВУЮ ВОЙНУ?
При этом Игорь Сечин назвал независимые сети АЗС виновниками дефицита сырья и завышения цен на топливо (http://www.rosbalt.ru/russia/2018/11/15/1746524.html). Почему-то на ум приходят слова из басни Крылова: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».
О причинах сложившейся на рынке ситуации эксперты говорили неоднократно. При текущей рыночной конъюнктуре НК гораздо выгоднее продавать нефть за рубеж, получая доход в валюте, нежели торговать внутри страны. Власти не могут этого допустить, поскольку иначе возник бы дефицит нефти и топлива.
Нефтяные корпорации попытались компенсировать миллиардные убытки подъемом цен на внутреннем рынке, однако власти, дабы не допустить социальной напряженности, пригрозили повышением пошлин до заградительного уровня.
«Выход, который остается – менять внутренний рынок. При сохраняющемся спросе на топливо и действующем предложении деятельность АЗС невыгодна. Ситуацию поправит резкий рост спроса на бензин или сокращение предложения – точек АЗС», — констатирует руководитель аналитического департамента компании «ФинИст» Катя Френкель (https://1prime.ru/energy/20181122/829466428.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop).
Поскольку на спрос вертикально интегрированные компании (ВИНК) повлиять не могут, им остается вытеснить с рынка конкурентов в лице средних и мелких игроков. Для этого необходимо просто держать стоимость бензина на минимуме, и деятельность конкурентов станет нерентабельной.
Сокращение АЗС приведет к увеличению прибыли у оставшихся за счет роста продаж даже без резкого повышения цен. Поэтому тем, кто выживет в этой ситуации, в будущем будет проще, уверена эксперт.
Но в конечном итоге независимые розничные продавцы топлива действительно могут уйти с рынка, поскольку конкурентная среда складывается не в их пользу.
«АЗС крупных компаний могут некоторое время работать на пределе рентабельности или даже в убыток, который все равно будет покрыт материнскими структурами. А независимые полностью зависят от оптовых цен на топливо, они и являются «слабым звеном» в ситуации с регулированием цен на бензин», — рассуждает стратег ГК TeleTrade Александр Егоров
Кроме того, традиционно АЗС от ВИНКов имеют дополнительный заработок за счет продажи сторонней продукции, например, в магазинах при заправках. Независимые АЗС редко пользуются такой возможностью. Между тем, она может принести немалые деньги. Так, англо-голландская Shell, которая в РФ относится к сегменту независимых АЗС с 300 заправками по стране, намерена к 2025 году довести долю нетопливных доходов от розничной торговли до 50% с текущих 32%.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все независимые игроки являются «без вины виноватыми», отметил Егоров. Не секрет, что определенное влияние на такие сети оказывает криминалитет. В тех регионах, где крупных сетей нет, мелкие и средние сети чувствуют себя вольготно, и вопросы по ценам и качеству топлива неизбежны.
В любом случае, уход с рынка независимых АЗС непременно отразится, в первую очередь, на покупателях, рассуждает аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ Михаил Мащенко.
«Зачастую подобные заправки находились в местах с небольшой проходимостью вдали от крупных дорог. Таким образом, автолюбителям из малых населенных пунктов придется тратить больше времени на пополнение запасов топлива», — привел он пример.
Не исключают эксперты и подорожания бензина после того, как срок действия договоренности нефтяников с правительством закончится. Под флагом государственных корпораций регулирование рынка упрощается, но цены растут, ведь их устанавливают сами монополисты без оглядки на конкурентов, отметил руководитель аналитического департамента «Международного финансового центра» Роман Блинов.
«В условиях госрегулирования экономики с российским пониманием «рыночных» механизмов мы явно будем далеки от здоровой рыночной конкуренции, развития, и, естественно, низких или хотя бы рыночных цен на что угодно, в том числе на бензин», — считает он.
Остается лишь надеяться, что подорожание не выйдет за рамки среднегодовой инфляции, как и было определено в соглашении, резюмируют эксперты.