Российские банки, несмотря на законодательный запрет, продолжают штрафовать заемщиков за просрочку по кредиту. И делают это весьма изобретательно. Как это устроено и что делать?
Райффайзенбанк разослал клиентам-владельцам кредитных карт предновогодние смс, в которых предлагал войти «в новый год без долгов и комиссий за мониторинг просроченной задолженности», внеся платеж по кредитной карте «сегодня» пишет kommersant.ru. Клиенты, не имеющие долгов, были крайне удивлены. Однако затем выяснилось что, согласно тарифному плану банка, комиссия за мониторинг удерживается однократно в первый день просрочки и составляет 700 рублей.
С 1 июля 2014 года в России вступил в силу закон «О потребительском кредите (займе)», который четко ограничил размер штрафных санкций по кредитам. После появления этого закона все банки отменили штрафы, однако отдельные игроки просто переименовали их в различные комиссии. Так, например, в пресс-службе Райффайзенбнка пояснили, что «штраф за просрочку оплаты минимального платежа» был переименован в «комиссию за мониторинг просроченной задолженности» именно с 1 июля 2014 года
Правозащитники считают, что это незаконно, ссылаясь на закон о потребкредите. В нем есть норма, прямо запрещающая взимание вознаграждения за услуги, которые оказываются банком исключительно в собственных интересах и в результате предоставления которых не создается отдельное имущественное благо для заемщика. Впрочем, как считают специалисты, комиссия является законной, если клиент имеет возможность добровольно согласиться на подключение такой опции.
Однако, как пояснили в Райффайзенбанке, оформляя кредитную карту, клиент соглашается с общими правилами использования банковских карт, в которых комиссия указана. В банке подчеркнули, что при просрочке банк несет издержки по мониторингу состояния кредитной истории заемщика, допустившего просрочку, запрашивая информацию у кредитных бюро по кредитам других банков. Эти издержки и заложены в комиссию.
Участники банковского рынка уверены, что данном случае необходимо вмешательство ЦБ, который должен разъяснить, как трактовать закон: имеет ли значение название взимаемой платы с клиента или же подобные платы в принципе незаконны. Однако Центробанк лишь указывает, что потребитель вправе отказаться от приобретения дополнительных услуг, в том числе и по мониторингу задолженности. Если же с банком возникают проблемы, ЦБ рекомендует гражданам идти в суд. Однако судебная практика по данному вопросу противоречива, отмечает тг-канал t.me/ya_pon. В 2018 году суды в одних спорах признавали комиссию законной, так как она была предусмотрена договором, а в других — незаконной, ссылаясь на закон о потребкредите. В итоге ситуация пока остается в юридическом тупике.