В обеих столицах сейчас на слуху затерянный в Сибири городок Усть-Илимск, где на досрочных выборах мэра решительную победу одержала 28-летняя «домохозяйка» Анна Щекина. В этом свете фиаско «Единой России» в лице спикера гордумы Усть-Илимска Сергея Зацепина, набравшего почти на 7% меньше голосов, чем Щекина, смотрится как фиаско в кубе. А эксперты говорят, что партии власти грозит «непредсказуемый сентябрь».
В воскресенье в Усть-Илимске, четвертом по величине городе Иркутской области, большинство голосов набрала 28-летняя Анна Щекина, формально не работающая. За домохозяйку проголосовали 7241 человек, или 43,85% от всех пришедших на выборы.
Впрочем, Щекину таковой считать не совсем верно – она возглавляет усть-илимское отделение ЛДПР, является помощником депутата Госдумы Андрея Лугового от этой же партии.
Ко дню голосования, кроме единоросса Зацепина, весомых претендентов на пост главы города не осталось. Все, кто мог составить ему конкуренцию, с выборов уже были сняты или к ним не допущены еще раньше, пишет «Независимая газета». Тем не менее глава гордумы набрал только 37,34% голосов – за него проголосовали 6166 избирателей.
Кстати, среди кандидатов была еще одна домохозяйка – Екатерина Сазонова от партии «Города России». Конкуренцию спикеру Зацепину еще составляла продавщица от «Справедливой России» Ирина Кондратьева.
Ранее же на пост мэра выдвигалось 11 человек – и шести сразу отказали в регистрации, в том числе бывшему депутату Заксобрания Анатолию Дубасу, который шел от партии «Родина».
Самовыдвиженца депутата гордумы Наиля Гарипова суд снял, отменив его регистрацию как раз по иску второй домохозяйки. Так что в конце концов и Гарипов, за которым в принципе стояла КПРФ, сделал заявление о поддержке Щекиной.
Второй секретарь Иркутского обкома КПРФ Евгений Рульков, правда, утверждает, что коммунистов на этих выборах не было – мол, думали работать с Дубасом, но он выбрал другой путь, а Гарипова, которого поддержало местное отделение, сняли.
Секретарь Усть-Илимского горкома КПРФ Наталья Шестакова считает, что «Единая Россия» оставила город без выбора. Кстати, за день до выборов Шестакова призывала усть-илимцев голосовать против всех, продолжает издание (http://www.ng.ru/politics/2019-03-25/1_7539_ilim.html).
Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов заявил «НГ», что Щекину как кандидата никто не рассматривал. Дескать, не было никакого смысла за четверо суток до выборов раскачивать кандидата от ЛДПР с рейтингом в 5–6%.
«Домохозяйка Аня была личной блажью Дубаса. Он нес ее, как флаг, причем не потому, что верил в ее победу. Просто борьба за выигрыш Гарипова оборвалась слишком внезапно, но все были заряжены и хотели продолжения войны. А предложение коммунистов портить бюллетени было слишком радикальным. И вот тогда Дубас и сделал домохозяйку знаменем протеста», – пояснил Обухов.
По его мнению, «главный вывод кампании в том, что единственная эффективная на сегодня технология ЕР – повышение явки за счет тех, кого приводит на участки административный ресурс, в Усть-Илимске дала сбой».
Источник в правительстве Иркутской области рассказал «НГ»: «Кандидат Щекина не так проста. Там был внутриэлитный конфликт. Руководство ЕР в регионе отправило прошлого мэра Вакиля Тулубаева в отставку, чтобы заменить спикером горсовета. Тулубаев в итоге вышел из партии и поддержал эту даму».
Впрочем, поддержал он скорее не Щекину, а Дубаса, который, как победительница выборов заранее и обещала, теперь станет первым вице-мэром.
Солитолог Андрей Колядин сказал, что сильную электоральную ориентированность Иркутской области на коммунистов он заметил еще лет 10 назад, когда работал в администрации президента. «Но поскольку на эти мэрские выборы КПРФ не допустили, то протестное голосование было на стороне кандидата от ЛДПР», – пояснил эксперт.
Он уверен, что в этом не столько заслуга оппозиции, сколько просчеты власти, которая не учла региональной специфики. «Это урок для власти, что в некоторых случаях нужно идти оппозиции навстречу. Но Кремль сочтет ее победу в Усть-Илимске частным случаем», – пояснил он.
Между тем Колядин настаивает, что власти пора уже понять: партии, зарегистрированные Минюстом, – не враги государства, поэтому «стоит делать ставку на разнотравье мнений и разные политические силы укреплять». «Наверное, к 2021–2024 годам, по мере того как ситуация будет меняться, власть придет к этой идее. Если же реформы не будут проведены, власть ждут сюрпризы. Сейчас есть тенденция, она фиксируется всеми опросами, – люди ждут перемен», – подчеркнул Колядин.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что «это не только протестное голосование, но и бунт районных элит – и это не первый случай проигрыша кандидата власти техническому кандидату». В данном случае, отметил он, должны последовать оргвыводы относительно реготделения ЕР.
«Шесть человек до выборов не допустили, но давление на оппозицию и общество дало обратный эффект», – заявил эксперт. То есть имеется установка федеральной власти на обновление, проведение праймериз и ставку на сильных кандидатов, а есть интересы местных элит, которые зачастую выдвигают видных и уважаемых людей, но совсем не избираемых. При этом на региональном уровне ЕР должна вести более тщательную работу с местными группами интересов, больше внимания надо уделять и социологии.
Решением проблем может стать возвращение графы «против всех» – сперва на муниципальном и региональном уровнях, а потом, возможно, и на федеральном: «Это хороший вариант, лучше выборы сорвать, чем проиграть».
ЕР действительно придется на выборах делать большую ставку на самовыдвиженцев. Оппозиции же надо сделать вывод, что на выборы нужно выдвигать молодых, ярких и интересных личностей, а главное – репутационно безупречных.
«Главное, не то, что у кандидата нет высокого рейтинга и узнаваемости, а то, что нет высокого антирейтинга», – пояснил Калачев. Впрочем, он уверен, что на губернаторских выборах серьезных провалов у ЕР не будет, а вот на уровне заксобраний и муниципалитетов будут серьезные неприятности.
Руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов заявил «НГ», что иркутский губернатор Сергей Левченко регион контролирует, но не суды, Заксобрание и избирком – «вся эта вертикаль контролируется из Москвы, ни один оппозиционный губернатор не контролирует этой вертикали».
Он не сомневается, что осенью власти стоит ждать роста протестного голосования – и вот таких побед оппозиционеров и абсолютных спойлеров. Особенно ярко выраженный бонус получают КПРФ и ЛДПР.
По мнению эксперта, власти давно пора сделать выводы: снятие оппозиции уже не работает, население просто не готово воспринимать ЕР. «Тактически власть может что-то сделать для победы своих кандидатов, там, где есть какая-то популярность, прибегнуть к админресурсу, но дело в том, что сейчас у властных кандидатов она почти везде низкая», – заявил Миронов.
Как рассказал «Ъ» (https://www.kommersant.ru/doc/3923658) политолог Аббас Галлямов, «ситуация действительно меняется»:
«Раньше выиграть у официальных единороссов могли только сильные оппозиционные политики, умеющие организовывать полноценные избирательные кампании. Сейчас победить может любой случайный человек, который вообще никакой кампании не ведет».
Уровень протестных настроений «вырос настолько, что недовольные избиратели идут на участки, даже если их мобилизацией никто специально не занимается», полагает эксперт.
«Полагаться только на муниципальный фильтр и отсечение сильных конкурентов в этих условиях уже нельзя. Каждый кремлевский кандидат должен теперь крутиться самостоятельно. Ему нельзя больше полагаться исключительно на свой официальный статус «путинского выдвиженца», а надо отстраиваться от антирейтинга системы», – говорит господин Галлямов.