Торг уместен? Стали известны условия, на которых Сбербанк готов войти в систему быстрых платежей ЦБ РФ


Ранее в Сбербанке заявляли, что пока не планируют присоединяться к запущенной Центробанком СПБ. Теперь, как стало известно, Сбер хочет получать свою долю от платежей, проходящих через систему регулятора. Ситуация, по меньшей мере, любопытная: это примерно как если бы условный Кокорин потребовал под него скорректировать правила проведения футбольных чемпионатов. Впрочем, Герман Греф — не Кокорин (а Эльвира Набиуллина — не FIFA).

За каждый платеж в СБП Сбербанк хочет получать 1% от суммы, помимо комиссии платежной системы. Это ниже, чем банк взимает при переводах на карты сторонних банков (1,5%), но выше ставок, на которые рассчитывает ЦБ, пишет The Bell.

Пока в СБП мало игроков (сейчас — 14), система не берет с них комиссий. Но с 1 января 2020 года банк-отправитель и банк-получатель должны будут платить от 0,5 до 3 руб. в зависимости от суммы перевода. При этом переводы в СБП должны остаться намного дешевле, чем в системе Сбербанка.

ЦБ настаивает, что все системно значимые банки обязаны подключиться к СБП на общих условиях. «Мы не считаем возможным рассматривать подключение к системе какого-либо банка на особых условиях»,— сказали в ведомстве Набиуллиной.

Тем не менее регулятор не может не вести переговоры со Сбербанком: он доминирует на рынке карточных переводов (более 90%), его клиентами являются больше половины граждан России (93 млн человек).

Сбербанк — единственный банк России, могущий позволить себе открытое противостояние с регулятором: помимо СБП, борьба идет за биометрию, которая в госбанке опережает аналогичный проект ЦБ и «Ростелекома».

«Если нас подключат принудительно, бизнес-модель просматривается сложно… Зачем регулятору создавать альтернативно-принудительное счастье вместо отслеживания недискриминационного партнерства, для меня неясно», — приводит издание (https://thebell.io/sberbank-zatreboval-sebe-protsent-s-perevodov-cherez-sistemu-tsb/) слова Грефа.

Если прийти к компромиссу с Центробанком не удастся и Сбербанк будет вынужден подключиться к системе, чтобы выполнить требования закона, он это может сделать формально.

«Банк может прописать настолько сложный сценарий перевода, что неподкованный пользователь не разберется, как воспользоваться системой», — пишет “Ъ” (https://www.kommersant.ru/doc/3982904) со ссылкой на экспертов, — Обосновать это можно «технологическими особенностями собственной системы и заботой о безопасности».

Нынешние участники СБП и эксперты идею Сбербанка оценивают по-разному. Так, по словам члена правления Альфа-банка Ивана Пяткова, по исходному замыслу рыночная ценность системы быстрых платежей состоит в равных условиях для всех участников, и предоставление преференций одному из них сильно повредит развитию СБП.

«Мы считаем это недопустимым, так как подобное неравноправие лишит большинство потенциальных и нынешних игроков мотивации для участия в системе на прежних условиях»,— поясняет он.

В ВТБ заявили, что тарифная политика в рамках СБП «может быть установлена только после обсуждения со всеми участниками проекта».

Член совета директоров РНКО «Платежный центр» (оператор платежной системы «Золотая корона») Александр Погудин считает, что единообразными должны быть условия для банков-участников СБП, но не для их клиентов.

«Сбербанк уникален тем, что его карта есть практически у любого россиянина,— указывает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жаркий.— Можно было бы пойти на какой-то компромиссный вариант, сделав повышенный тариф для переводов на карты и с карт Сбербанка, а пользователи сами выберут, какие карты и тарифы им больше нравятся».

Почему это важно. Кейс Сбербанка подтверждает вечные законы рынка: даже если предприятие самое современное и конкурентно-ориентированное, но при этом монополист, оно не откажется от доминирования. Однако пользователи, испытавшие бесплатные переводы через СБП по номеру телефона, могут проголосовать против него рублем.