ТОП-5 технологий черного PR и рекомендации по их обезвреживанию

Как известно, PR-сопровождение является неотъемлемым компонентом любого информационного рынка. Спрос на специалистов этой профессии постоянно растет. В то же время все чаще приходится слышать, что в той либо иной сфере общественной жизни PR–специалистами применяются «не совсем» законные и этичные методы построения информационных кампаний или просто «черный PR».

Черный PR появился в России практически одновременно с возникновением стандартных маркетинговых технологий. С одной стороны предпосылкой его возникновения стало состязание в одном информационном поле(сегменте целевой аудитории) товаров, услуг, политических брендов. С другой стороны использование черного PR для атаки на бизнес-конкурентов считается довольно популярным в мировой практике явлением. Правда, в цивилизованном обществе качественный черный PR предполагает здоровую конкуренцию способствующую улучшению общей ситуации на рынке. От применения черного PR зачастую получают дивиденты не только ннепосредственно заинтересованные в нем лица, но и простые потребители(повышение качества выпускаемых товаров, предоставляемых услуг).

В России же технологии черного PR в большинстве случаев не страдают от ограничений этических норм и не скованы барьерами установленными законом, а реализаторы черного PR блестающие подобным креативом с лихвой дадут фору зарубежным коллегам. Сложно оценить в каком из направлений — бизнес либо политика — грязных технологий больше. Но учитывая, что применение этих технологий в большей степени негативно сказываются на «мишенях» сосредоточенных в коммерческой сфере, попробуем составить ТОП-5 разноплановых и нашумевших за последние несколько лет кейсов черного PR.

Возможные варианты тушения информационных пожаров предложит Юрий Моша — учредитель международной компании «Второй паспорт» , инициатор проекта «Е-PR» . Юрий Моша лично ощутил на себе воздействие информационных атак, инициированных конкурентами. Бизнесмен успешно справился с задачей по нивелированию чернушного эффекта для себя и своего бизнеса. Более, того, Юрий основал «Комитет по защите от клеветы, дискриминации и преследования в Интернете», который оказывает поддержку пострадавшим от черных PR-атак бизнесменам бесплатно.


Виртуальная «чернушная» конкуренция: Портнягин vs Колесов

Последние несколько лет рунет сотрясает активная битва двух предпринимателей. Речь идет о Дмитрие Портнягине и Евгение Колесове, бизнесменах специализирующихся на поставках в Россию китайских товаров. Бизнесмены-«китайцы» поочередно обвиняют друг друга в организации PR-акций против себя. В 2018 году Портнягин заявил, что его конкурент Колесов зачищает под себя информ.пространство чтобы стать монополистом в сфере освещения на широкую аудиторию темы торговли с восточными странами. Основанием стало появление сотен оскорбительных комментариев в блоге «Трансформатор». Кроме того, вышел ряд статей, где автора блога Портнягина называли аферистом. В свою очередь, Колесов опроверг обвинения конкурента в прессе и собственном блоге на YouTube, а также пообещал вывести вопрос разрешения конфликта в юридическую плоскость. Всплески виртуальной борьбы конкурентов продолжаются и доныне, вот только до обещанного Суда дело так и не доходит.


Комментарий Ю.Моша:


«Обозначенная в кейсе борьба конкурентов ничем существенным для её участников не увенчается. Один пишет заявление в органы на другого и наоборот. Все это бесполезно в условиях нынешнего состояния юстиции. Уголовные дела возбуждаются не потому что человек преступник, а потому что его заказали и проплатили. Если дело заказное ставки могут становиться всё выше и выше. Первый, кто пишет заявление, платит пять миллионов рублей. Вторая сторона дает десять миллионов чтобы отменить это решение в вышестоящей инстанции. И так по восходящей. Видимо оба конкурента об этом знают, поэтому дальше угроз и взаимных обвинений их борьба не заходит. Хотя, и такого рода PR подогревает интерес со стороны целевой аудитории к каждому из них. И если информационная война не закончится рукоприкладством — инструмент будет работать эффективно достаточно долго.»


Проплаченная информатака на «Белорусский автомобильный завод» и ее разоблачение

В начале ноября 2019 года «Независимая газета» опубликовала «сенсацию» о том, что дочернее предприятие белорусского производителя самосвалов ЗАО «Торговый Дом «БелАЗ» балансирует на грани нарушения закона и против него вот-вот будет возбуждено дело за нарушение антимонопольного законодательства России. Автор публикации сообщил о том, что официальными дилерами ЗАО «Торговый Дом «БелАЗ» в нашей стране становятся только те, кто связан с владельцами «Торгового Дома», и, якобы, это «может не только устранить возможность конкуренции между связанными с «БелАЗом» сервис-центрами, но и поставить «БелАЗ» в весьма неприятное положение. Буквально через несколько дней, в редакцию еще одного издания пришло коммерческое предложение о рерайте статьи про БелАЗ из «Независимой газеты». Черный пиарщик, согласился оплатить размещение за привлекательную сумму в долларах, что в итоге устранило какие-либо сомнения по поводу «заказухи», организованной конкурентами белорусской компании. Поставки карьерной техники — это большой, прибыльный бизнес. Но не меньшую выручку сулит и обслуживание этих мощных машин(например, продажа запчастей к ним). В России регулярно появляются компании готовые предложить владельцам белорусских самосвалов услуги и запчасти по цене ниже офиц.поставок. Видимо, руководители одной из таких компаний-конкуренток, зачищая потребительский рынок и профинансировали информ.атаку на «БелАЗ».


Комментарий Ю.Моша:


«К сожалению, добропорядочность издания, отказавшегося от денег на «заказуху», больше исключение из правил, нежели традиционная редакционная политика российских медиа. Количество изданий, готовых публиковать не подтвержденные информ.вбросы за дорого и не очень становится все больше. Причина не только в человеческом факторе, но и в несовершенстве судебной системы. В итоге, черными PR-атаками уже никого не удивить. Компаниям, на имидж которых открыто посягают конкуренты, рекомендую не скупиться на средства в продвижении положительного имиджа в медиа и развитие социальных программ. Белый PR никто не отменял и при правильном его использовании эффективность борьбы со вбросами весьма велика.»


Профессиональные актеры не прочь подзаработать на черном пиаре, они же инструмент опровержения. «ПЕНОПЛЭКС» и история со стекающими стенами

Два года назад во всемирной Сети было размещено видео, дискредитирующее производителя стройматериалов «ПЕНОПЛЭКС» и его продукцию. Некто Алексей(прораб бригады строителей частных домов, как было указано в ролике) провел ряд тестов утеплителя марки «ПЕНОПЛЭКС». Испытания показали, что этот материал не соответствует заявленным компанией качествам. По словам Алексея, создать и разместить свой ролик он решил, якобы, после обвала штукатурки на фасаде дома, утепленного продукцией «ПЕНОПЛЭКСа». В итоге, откровенная ложь достаточно быстро распространилась в сети. Позже выяснилось, что видео было снято рекламным агентством, специально нанятым заказчиком для производства черного PR-а, а роль прораба сыграл профессиональный актер кино, сериалов и рекламы. Компания «ПЕНОПЛЭКС» нашла актера, который впоследствии принял участие в ролике-опровержении. В нем открылся обман, рассказывается о том, как проходили съемки и фальсифицировали опыты.


Комментарий Ю.Моша:


«В этом случае руководство фирмы-производителя успешно справилось с задачей по отражению черной PR-атаки и опровержению распространенной конкурентами лжи. Информ.вбросы были отслежены и вовремя нейтрализованы путем публикации обращений к потребительской аудитории. Профессиональные PR-службы коммерческих компаний должны быть всегда на чеку и отслеживать информпространство на предмет вбросов и негативных рефлексий. Оперативность и правильность реагирования сократить количество ущерба и средства на очистку имиджа.»


Litigation PR: медиа-сопровождение или все таки шантаж?

Litigation PR – это целенаправленное влияние на ход и результат судебного разбирательства с помощью СМИ. Технология используется как в уголовных процессах, так и в гражданских делах. Существуют несколько методов litigation PR. Один из самых используемых — нанять адвоката, руководствуясь не количеством выигранных им дел, а раскрученностью такого юриста в СМИ. Любое заявление такого адвоката сразу становится информ.поводом. Litigation PR-юристы высказывают СМИ свою оценку по тем или иным громким делам, формируя таким образом общественное мнение в ту или иную сторону. Существует и другой метод litigation PR, который можно назвать «черным litigation PR». Черный litigation PR направлен против судей и обличает их в коррупции, других правовых нарушениях и грехах. К примеру, заказчик кампании может найти пару-тройку людей, проигравших процессы с участием судьи находящегося «под прицелом», и использовать их в качестве жертв «коррумпированного правосудия». Далее разоблачение судьи на коммерческой основе тиражируется СМИ и судья дискредитирован(а сам PR-кейс является прекрасным методом воздействия на его коллег). Технология привлекательна тем, что подобная манипуляция общественным мнением юридически не является давлением на суд ибо PR-адвокат(или люди ранее проигравшие процессы у данного судьи) не принимают участия в конкретном процессе под председательством дискредитируемого судьи.

Один из забавных случаев litigation PR произошел в столичном Таганском районном суде. Одну из судей этого суда обвинили в «излишней сексуальности». Да, это не ошибка. Такое обвинение сформулировал журналист Михаил Комаров, участник одного из дел, что вела упомянутая судья. Комаров жаловался, что из-за внешности судьи не мог сосредоточится на деле. Информацию о беспокойстве Комарова растиражировали несколько ведущих СМИ, привлечь которые к ответственности не представляется возможным из-за того, что в их действиях, во-первых, нет признаков клеветы, во-вторых, доказать, что это было давление на суд тоже очень сложно т.к. СМИ просто представили позицию одного из участников суда.


«Отбрасывая шуточный пример, к сожалению можно констатировать факт того, что в России бизнес с помощью черного PR порой добивается вынесения нужных судебных решений и управляет судьями. Созданные прецеденты влияют на решения судей, которые вынуждены идти на поводу у бизнесменов из-за боязни быть разоблаченными или псевдоразоблаченными в информпространстве. Медийная уязвимость судей сказывается на качестве выносимых ими решений…. А в целом я как человек испытавший на себе неоднократные информатаки конкурентов и успешно их нейтрилизовавший могу дать следующие рекомендации «молодым бойцам чернушных медиа-фронтов»: обязательно обращайтесь в суд и требуйте от ресурсов разместивших заказухи немедленного их удаления. Для всех без исключения публичных особ(бизнесменов, деятелей культуры, политиков) очень важно формировать положительный имидж. Для этого необходимо заниматься белым пиаром, создавать информационные поводы для публикаций в этом направлении. Надо чтобы в медиа в ответ на 1 заказуху выходило 5 позитивных публикаций. Тогда победа в информвойне гарантирована!»



заключил Юрий Моша — основатель
«Комитета по защите от клеветы, дискриминации и преследований в Интернете» .