Большой урожай — к великому голоду?

Один российский министр нашел причину всех наших бед. Оказывается, всему виной не преисполненная мудрости политика нашего обожаемого правительства, а жадность колхозников и прочих фермеров. Во всяком случае, это касается цен на еду. Именно так, наверное, следует понимать руководителя Минэкономразвития Максима Решетникова, который заявил, что цены на продукты в нашей сверхдержаве растут по причине непредвиденных успехов отечественного агропрома.

Мысль министра довольно витиевата. Дескать, колхозники усердно трудились, а потому Россия стала крупнейшим экспортером продовольствия, в частности пшеницы. Более того, размер выручки от продажи за рубеж продовольствия сегодня превышает размер выручки от продажи туда же оружия. Как следствие, торговать с заграницей так выгодно, что для внутреннего потребителя остаются сущие крохи. А потому, растут цены. В полном соответствии со столыпинской фразой «недоедим, но вывезем!»

«Недоедать» по причине непатриотичного поведения селян нашей стране не в первой. Впору снова объявлять продразвёрстку, и высылать в рейды по деревням продотряды с героическими комиссарами. А непрерывно растущие цены на топливо, отсутствие доступных кредитов для фермерских хозяйств и заметная инфляция здесь не причем. Да и стремительное падение реальных доходов россиян тоже, наверное, не играет никакой роли…

Конечно, в «тучные нулевые» подорожания продуктов никто бы не заметил. Да и рост валютной выручки от продажи «проклятому Западу» послужил бы только лишним поводом для гордости правительства и победной реляции главы Минэкономразвития. Сейчас ситуация другая. Деньги, которые можно было потратить на восстановление индустрии и инфраструктуры, разошлись по карманам олигархов, новых сверхдоходов не предвидится, а изображаться бурную деятельность нужно. Иначе народ может спросить, почему исполнение нашумевшего проекта «План 2020» ознаменовалось ростом цен и снижением и без того мизерных зарплат?

Впрочем, из дурацкого, на первый взгляд, замечания министра, следует совершенно определенный, причем неприятный для сельхозпроизводителей вывод. Глава государства не зря говорил о фиксировании цен на подсолнечное масло и сахар. А для того, чтобы у фермеров не возникло соблазна везти продовольствие туда, где эти цены не зафиксированы, надо ввезти соответствующий запрет. В таких условиях повышение экспортных пошлин – это, пожалуй, единственный инструмент для регулирования ситуации на внутреннем рынке. Пускай производители агропромышленных предприятий, задорого покупая горючку и технику, дешево продает результаты своего труда нищим землякам. Народ выдержит. Ему не впервой…