Хранитель Северного морского пути

Из-за блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в России начали серьезно рассматривать Северный морской путь (СМП) как альтернативу нашумевшему каналу, соединяющему Средиземное и Красное моря. Но как считает польский журналист Мариуш Маршалковский, СМП не сможет проявить себя как замена Суэцкому каналу.

Во-первых, движение по Северному морскому пути, который также называют Северо-Восточным проходом, затруднено из-за льдов, покрывающих водную поверхность. В связи с этим перевоз грузов можно осуществлять только в период с мая до октября включительно. Но даже тогда на Севоро-Восточном проходе встречается сплошной слой льда, мешающий пройти суднам вперед. В преодолении корок льда, конечно, помогают ледоколы, которые дежурят в районе Карских ворот. Также кораблям в расчистке льда оказывает помощь «Росатомфлот», который и берет еще за это дополнительную плату.

Во-вторых, не все корабли могут пройти по СМП, даже если в этом им помогают ледоколы. Так, для судов, идущих по маршруту пути, важно иметь «ледовый класс». Такой класс говорит о способности кораблей находится в тех морях, где присутствует лёд. Но такая способность подразумевает укрепление бортов судна, чтобы оно не повредилось во время передвижения по воде. «Ледовый класс» присужден, например, газовозам с сжиженным природным газом или танкерам, перевозящим нефть. В свою очередь контейнеровозам по типу «Ever Given» не обязательно наличие такого класса, потому что они передвигаются по «теплым» водам Индийского и Тихого океанов.

В-третьих, лед в Северном морском пути мешает суднам продвигаться быстрее, в отличии от суден, которые путешествуют по Суэцкому каналу. Так, корабли на Северо-Восточном проходе вынуждены огибать проблемные участки. Скорее всего, это также связано с оледенением воды на этом пути. Кроме этого, мешают недостаточные глубины на протяжении СМП. Существуют различия в осадке между Карскими воротами и проливом Санникова, или проливом Дмитрия Лаптева, в размере шести метров.

Плюс ко всему, существует еще ряд причин, почему Северный морской путь вряд ли заменит Суэцкий канал в плане транспортировки грузов. Например, тот факт, что на СМП могут проходить контейнеровозы с грузом не более пяти тысяч контейнеров. В это же время застрявший «Ever Given» может переносить до 22 тысяч контейнеров. Также стоимость страховки при передвижении на Северо-Восточном проходе стоит гораздо выше, чем использование в этом смысле Суэцкого канала. Еще на СМП нет промежуточных пунктов, где могли бы выгружать товары из контейнеров. Это создает проблему для таких контейнеровозов, как фидеры (feeder container vessels), потому что их принцип базируется именно на выгрузке товаров на определенных контейнерных терминалах. Из-за этого на Северном морском пути не могут передвигаться как самые крупные, так и малые контейнеровозы.

Температура также не способствует замене Суэцкого канала на СМП. Хотя перевозка сжиженного природного газа, нефти и угля может быть осуществима на Северо-Восточном проходе, того же самого нельзя сказать про перевозку электронных товаров, продуктов и живого груза, такого, как скот.

Несмотря на все вышеперечисленное, в агентстве «Росатом» настроены позитивно. К примеру, агентство обещает помочь застрявшим суднам своими ледоколами. Еще сотрудники «Росатома» предлагают использовать СМП в качестве полотна, на котором можно рисовать «своеобразные картинки» с помощью гигантских кораблей. Скорее всего, это было связанно с тем, что прежде чем застрять в проливе, командир «Ever Given» проложил маршрут на карте в виде полового члена.

Какими бы не были выводы европейцев в сравнении Суэцкого канала и Северного морского пути, все же можно рассчитывать на популяризацию СМП, потому что путь постепенно освобождается от льдов благодаря глобальному потеплению. Возможно, повторится ситуация 2020 года, когда очень высокая температура помогла избавить основную часть маршрута ото льда.

AnaRender поможет в быстром просчёте Вашего видео. Вы сможете продолжить свою творческую работу, переключив ресурсоёмкие операции на наши сервера