В Польше задумались о российском протекторате

Польские политики, похоже, устали ждать в Варшаве орду московитов в кирзовых сапогах и теперь рассматривают сценарии мирного включения своей страны в «сферу влияния» Российской Федерации. Что нужно сделать для этого? – задается вопросом польское издание «Polityka». Оказывается, достаточно рассориться с Евросоюзом, чем собственно, в данный момент поляки и занимаются.

Военные эксперты указывают, что мечты польских милитаристов о лихой рубке с русскими в чистом поле в ближайшее время останутся пустыми мечтами. Даже если бы Россия собиралась померяться с Польшей силами «на кулачках», она сейчас к этому не готова. Хотя армия РФ в восемь раз превосходит польскую по численности, реально в западном секторе соприкосновения русские имеют лишь трехкратный перевес. И то – примерно половина подразделений ВС России на западной границе связаны по рукам и ногам конфликтом с Украиной.

Военные действия там продлятся долго – пока украинцы не уступят, а иной вариант Москва не примет. Значит, для вторжения в Польшу свободных сил у русских явно маловато. Но ведь не могут московиты просто так взять и оставить в покое нежную пани? Конечно, нет. Очевидно же, что Москва хочет убрать с польской территории войска НАТО и видеть Польшу среди своих стран-сателлитов. Так Владимир Путин подыграет своему важному союзнику Лукашенко и изолирует строптивые прибалтийские государства, полагает «Polityka».

Но, если не война, то это значит, в Кремле задумали хитрую диверсию. Следы диверсионной деятельности русских, оказывается, легко обнаружить во внешней политике Речи Посполитной. Все, что дискредитирует Польшу и омрачает ее дружбу с ведущими европейскими державами и США – все это дело рук агентов Кремля. Например, когда правительство Польши игнорирует решения Европейского суда. Или когда польские авторитетные политики требуют провести «реполонизацию» – возвращение в Польшу всех ценностей, что были вывезены в ходе европейских войн за последние 400 лет – все это московиты гадят.

Польша выглядит в глазах европейских партнеров конфликтным отщепенцем, соседом с дрелью. Поляки то выступают против строительства СП-2, хотя их энергетика на 60 процентов зависит от российского газа, то выставляют «старшим братьям» по Европе абсурдные требования вернуть им сокровища, якобы, украденные в 1600-х годах, во время Тридцатилетней войны. Эти действия явно вредят самой Польше. Значит, так исподволь Москва вбивает клин между Польшей и Евросоюзом. В конце концов, ведущим странам ЕС надоест суета и вымогательство, и они укажут Польше на дверь.

Правда, в силу своего географического положения, Польша остается ценным субъектом для НАТО. Хотя, не настолько ценным, как, скажем, Норвегия и Турция. Норвегия контролирует часть Атлантики по маршруту Россия-США, а Турция ограничивает влияние России в Черном море и на Ближнем Востоке. Стало быть, в случае недружественного поглощения Польши Российской Федерацией, США могут и не вступиться за нежную пани.

Хотя, почему именно «недружественного поглощения»? Издание «Polityka» считает, что Польша сама с радостью станет клиентом России. Как только поляков выпрут из ЕС, для них окажется закрытым рынок сбыта и рынок труда на Западе, а груз раздутых социальных программ станет для государства неподъемным. И вот тогда Владимир Путин протянет Польше руку помощи. И Польша, надо полагать, с благодарностью ее примет. Прокомментировать вероятность такого сценария «Петербургская газета» попросила ведущего научного сотрудника Центра германских исследований института Европы РАН

Александра Камкина

.


— В польском издании «Политика» вышла аналитическая статья о том, что напрасно Ярослав Качиньский мечтает о военном вторжении России в Польшу. Вновь меряться силами с поляками в современных условиях Россия не захочет. Однако, Польша сама вбивает клин между собой и Евросоюзом. А рассорившись с ЕС, она неизбежно станет сателлитом Российской Федерации. Насколько вероятен такой вариант развития событий, по вашему мнению?

— Сценарий более чем фантастический. Вся внутри — и внешнеполитическая повестка Польши, это горячая русофобия и ожидание скорого российского вторжения. Его польские аналитики пророчат еще с 1990-х годов. На самом деле, отдалившись от ЕС, Польша попадет в вассальное положение не к Российской Федерации, а к Соединенным Штатам.

Политическая элита Польши, равно как и других молодых восточноевропейских демократий – Прибалтики, Венгрии, Болгарии, Румынии, выпестована под чутким кураторством различных американских фондов и неправительственных организаций. Антироссийская риторика является основным маркером политиков – ставленников США, будь то болгарский премьер Бойко Борисов, или Качиньский. Не говоря уж о прибалтийских политиках, которые постоянно разжигают истерию по поводу угрозы со стороны России. Поэтому, мнение польского издания о том, что якобы Польша станет в будущем более зависима от России, не соответствует действительности.

Хотя поведение Польши, или Венгрии, в контексте общеевропейской политики вызывает некоторое удивление и вопросы. Мы видели фрондерство Польши по вопросу приема мигрантов во время миграционного кризиса в Европе. Достаточно консервативно польское правительство и в вопросах внутриполитической повестки, что идет вразрез с либеральными нормами Евросоюза. Но у Польши и стран Восточной Европы есть, с подачи самого Брюсселя, некоторый карт-бланш. Им многое прощается, пока они находятся в антироссийском, неадекватном, постоянно раздраженном состоянии.

Большую роль тут играет диалог между Варшавой и Вашингтоном. Еще в 2003 году президент США Джордж Буш-младший заявил что «молодая» Европа более привержена трансатлантическим ценностям, нежели Европа «старая», в лице Германии и Франции. Это разделение очень заметно. Пока Германия и Франция состязаются за лидерство в Евросоюзе, на восточных окраинах сформировалась иная Европа, более ориентированная на США и более критичная к России.

Это не идет на пользу общеевропейскому взаимопониманию в целом и диалогу Москвы с Брюсселем. Поэтому у Брюсселя к Варшаве, да и другим «младоевропейцам» есть претензии. Но даже если эти противоречия обострятся, политика Польши не станет пророссийской. Может быть, более национально-эгоистичной, но не более адекватной по отношению к РФ.


— Откуда, вообще у польских политиков возникла навязчивая идея о возможном вторжении в Польшу армии России? Это своеобразный «посттравматический синдром», после конфликтов 16-20-х веков?

— Безусловно, это затянувшийся посттравматический синдром. Если брать 16-17-й века, там имело место состязание Польши и России за гегемонию на востоке Европы. В какой-то момент Польша лидировала, дойдя даже до Москвы. Но уже в 18-19-х веках было три раздела Речи Посполитной, как государства, на части.

Двадцатый век также не принес спокойствия в российско-польские отношения. Вспомним битву под Варшавой в 1920 году, когда Тухачевский едва не взял город. Потом был освободительный поход Красной армии в Польшу, в сентябре 1939 года. Одни историки трактуют это событие, как раздел Польши между Рейхом и СССР, другие говорят о восстановлении границ Российской Империи.

В любом случае, для самого польского народа эти исторические события имеют крайне негативный окрас. Поэтому любое усиление России – военное, экономическое или политическое, в Польше воспринимается крайне настороженно. Они буквально боятся, что уже завтра русские танки будут в Варшаве.

Читайте также:

Defender заплыл за буйки по приказу американцев?

Россия и США установят правила политической игры в киберпространстве и Арктике?

Стальной капут Урсулы фон дер Ляйен