В одном из недавних интервью глава комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Роман Голованов заявил, что механизм государственно-частного партнерства доказал свою эффективность. Город занимает лидирующие позиции по реализации проектов ГЧП, особенно в сфере транспортной инфраструктуры. При этом эксперты указывают на крупные системные недостатки такого подхода.
Сокращение дефицита соцобъектов продолжает оставаться одной из ключевых задач Смольного. В городе катастрофически не хватает школ и детских садов, особенно остро проблема проявляется в южной части Петербурга.
Городские власти пытаются решить задачу за счет застройщиков. Так, компаниям выдают разрешение на строительство новых жилых комплексов при условии, что ЖК будут сдаваться с готовой социальной инфраструктурой.
В этом году стартовал пилотный проект строительства объектов социальной инфраструктуры по схеме государственно-частного партнерства. Компания «ПИК» в рамках ГЧП реконструирует здание одной из городских школ.
Участники рынка называют государственно-частное партнерство перспективным направлением. Но для чиновников, которые привыкли к системе «безвозмездного строительства», такого рода партнерство с инвесторами представляется сложным и не очень выгодным для бюджета, пишут СМИ.
Также участники рынка отмечают медлительность властей Петербурга в вопросе применения ГЧП и создаваемые неконкурентные условия.
«То есть опять — все равны, но есть те, кто равнее. То есть кто-то будет строить за свой счет, а кому-то за особые заслуги перед губернатором город заплатит за соцобъекты», — рассказал директор одной из строительных фирм.
По словам старшего юриста практики по инфраструктуре и ГЧП АБ «Качкин и Партнеры» Лусине Арутюнян, согласование проектов по системе ГЧП затягивается на длительный срок.
«К минусам ГЧП можно отнести длительный срок предварительной проработки проекта. В том числе из-за длительного срока действия соглашения, наличия инвестиционной стадии и стадии техобслуживания — это более сложная модель», — отметила Арутюнян.
При государственно-частном партнерстве часть финансовых обязательств берет на себя город, другую часть — инвестор. Эта схема требует от чиновников вложений и, по сути, им невыгодна. Но в условиях катастрофической нехватки школ и детских садов ГЧП – единственный способ решить проблему.
По словам главы комитета по инвестициям Романа Голованова, сейчас в городе реализуются порядка 20 проектов в рамках ГЧП в области транспорта, спорта, культуры, туризма и здравоохранения.
«Общий объем инвестиций в сфере ГЧП составляет свыше 400 млрд рублей. Отмечу интересную особенность при реализации инвестиционных проектов в Петербурге: уже воплощенные в жизнь — дают начало новым, а накопленный опыт города позволяет эффективно претворять их в жизнь. И, конечно же, команда инвестиционного блока совершенствуется вместе с этими проектами», — рассказал председатель комитета по инвестициям.
Получается, что сектор социальной инфраструктуры города, в отличие от остальных, стоит на месте. С этим согласны участники рынка, отмечающие, что ГЧП для строительства образовательных учреждений почти не применяется. Так что Голованову нужно усилить работу своего ведомства в этом направлении, иначе дефицит школ и детских садов в Петербурге так и будет давать о себе знать.