Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга получил от ОАО «Ленметрогипротранс» материалы по подготовке к строительству и реконструкции метрополитена до 2045 года. Согласно документу, уже к 2032 году в Северной столице должны открыться 12 новых станций. Однако, оптимистичные прогнозы могут быть далеки от реальности. В Петербурге наблюдается острый кризис метростроения, связанный с недостатком финансирования и непоследовательной политикой транспортного блока под кураторством вице-губернатора Максима Соколова.
Новая программа была представлена в связи с выходом на рынок нового подрядчика — АО «Метрострой Северной столицы». В компании заявили, что к 2032 году уже запланировано открытие станций «Театральная», «Горный институт», «Казаковская», «Путиловская», «Яхтенная», «Планерная», «Шуваловский проспект», «Броневая», «Заставская», «Кудрово», «Боровая» и «Каретная».
Тем не менее, проект компании «Метрострой Северной столицы» может быть неосуществим в указанные сроки, поскольку в отрасли наблюдается кризис, усугубляемый «кадровым штормом», связанным с процедурой банкротства предыдущего подрядчика – «Метростроя». Стоит отметить, что проблемы с введением в эксплуатацию новых станций наблюдаются в Петербурге не первый год. Еще в 2008 году была представлена программа развития метро до 2020 года, согласно которой в Северной столице должно было появиться 40 новых станций. Однако, за 12 лет в эксплуатацию ввели только 9 из них, а от возведения некоторых станций вовсе отказались.
Систематические проблемы при строительстве метро заставляют усомниться и в реальности намерений губернатора Александра Беглова ввести в эксплуатацию семь новых станций к 2024 году. Эксперты отмечают, что этому может помешать затянувшийся переход полномочий переживающего банкротство «Метростроя» к «Метрострой Северной столицы». Новый подрядчик получит возможность полноценно работать лишь к концу текущего года.
Одновременно с этим внутри самого «Метростроя» выносятся странные кадровые решения. Так, 5 августа, генеральный директор Иван Каргин временно отстранен от занимаемой должности «по причине отсутствия необходимого допуска к государственной тайне». Об этом стало известно из сообщения, опубликованного на сайте организации. Обязанности гендиректора временно возложены на заместителя Каргина Алексей Старков.
Еще одной причиной скептического настроя экспертов к представленным планам является очевидный дефицит финансирования. Вице-губернатор Максим Соколов ранее уже говорил, что Смольный запросил дополнительные средства у федерального центра (порядка 80 миллиардов рублей) на строительство новых станций подземки. При этом Соколов подчеркнул, что ее можно строить и без помощи Москвы, однако, в таком случае темпы строительства замедлятся.
Соколов отметил, что в ближайшем будущем петербуржцы могут не ждать кольцевую линию, поскольку на ее строительство необходимо выделить порядка 500 млрд. рублей. Такие деньги город не сможет найти даже с учетом финансовой поддержки федерального центра.
При этом вице-губернатор в беседе с журналистами «Петербургского дневника» попытался обвинить Москву в низких темпах развития петербургского метро. Якобы все проблемы связаны исключительно с бюджетными ограничениями.
Однако, в экспертном сообществе считают, что систематический кризис петербургского метро длится уже почти десять лет. По мнению специалистов, оно серьезно отстает в развитии от реальных потребностей города.
Основная причина этого – несогласованность действий городских властей и профильных комитетов. На это указывает полное отсутствие эффективной стратегии развития метрополитена и действия бывшего федерального министра транспорта, а ныне – замгубернатора Северной столицы Максима Соколова, не сумевшего за два года в Смольном выстроить работу подконтрольных ему ведомств и дать толчок к развитию отрасли.