Увеличение госфинансирования школьного питания не отразится на качестве обедов в Петербурге

Накануне глава Минпросвещения России Сергей Кравцов провёл традиционное ежегодное Всероссийское родительское собрание. Среди прочего была затронута тема повышения качества школьного питания, которое с 2020 года бесплатно предоставляется всем ученикам начальных классов. Кравцов сообщил, что в предстоящем учебном году на финансирование школьного питания будет дополнительно выделено 4 миллиарда рублей. Однако для Санкт-Петербурга увеличение бюджета может пройти не замечено из-за затянувшегося передела рынка соцпита.

Петербург одним из первых начал предоставлять бесплатное питание младшеклассникам, ещё до введения федерального закона. Городской рынок детского питания формировался более 20 лет, большую часть которых находился в тени. Ситуация изменилась после ухода с должности экс-главы Управления социального питания Наталии Петровой.

После увольнения чиновницы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу было раскрыто сразу несколько картельных сговоров на рынке соцпитания. Как оказалось, крупнейшие комбинаты города годами распределяли между собой государственные контракты, поделив город на сферы влияния. Контракты заключались на максимально выгодных для комбинатов условиях.

После серии антикартельных дел былые союзы между компаниями распались, что привело к началу передела рынка. Последние два года сразу несколько предприятий для получения новых госконтрактов начали прибегать к тактике радикального занижения цен – при участии на торгах они выставляют настолько низкие цены, что другие предприятия просто не могут с ними конкурировать.

Например, к такой тактике регулярно прибегает крупнейший комбинат города «Артис-детское питание». На аукционах комбинат снижает стартовую цену вплоть до 75%. Как следствие, моментально падают расходы на детское питание. Если власти Петербурга выделяют финансирование исходя из себе стоимости комплексного обеда школьника 173 рубля в день на человека, то «Артис-детское питание» затрачивает на приготовление тех же самых блюд в 2-3 раза меньше.

Таким образом сложилась парадоксальная ситуация, сколько бы ни было выделено дополнительного финансирования, оно не будет использовано из-за борьбы комбинатов между собой. Известно, что данной проблемой уже занимаются на федеральном уровне. В частности, в Госдуме прорабатывается изменение профильного законодательства с целью снизить роль ценового фактора и повысить значимость качественных критериев. Но даже если система будет изменена, в Петербурге она заработает не ранее 2023-2023 годов, так как большая часть контрактов со школами на ближайшее будущее уже распределены, в том числе и с занижением цен.