Турция позиционирует себя как страна, очень заинтересованная в скорейшем разрешении конфликта на Украине и это чистая правда (если не брать в расчет поставки Украине беспилотников «Байрактар ТБ2»). Дело в том, что европейцы, даже сильно загоревшись желанием приобщиться к турецкой пляжной культуре, все равно не компенсируют собой потоки российских и украинских туристов.
Турецкое издание «Hurriyet» пишет, что в начале 2022 года турецкие отельеры питали сладкие, как щербет, надежды на сверхприбыль от очередного курортного сезона. Пик бюрократического и психологического ажиотажа вокруг пандемии коронавируса пришелся на 2020 год: в тот сезон число туристов в стране не превысило 12,7 миллиона человек. Но уже в 2021 году международная истерия по поводу «омикронов-мимикронов» порядком утомила обывателей и люди вновь потянулись на пляжи Средиземноморья.
Количество отдыхающих в отелях Турции в 2021 году практически достигло 25 миллионов человек. С учетом этнических турок, проживающих на ПМЖ за рубежом, но предпочитающих отдых на родине, число туристов в стране перевалило за 30 миллионов. Ожидалось, что тенденция получит продолжение, особенно касательно гостей из России и Украины. По расчетам, в 2022 году в Турцию должны были прилететь минимум семь миллионов российских туристов и около двух миллионов отдыхающих с Украины.
Однако, сетует «Hurriyet», случилось то, что прежде казалось невозможным: Россия начала спецоперацию на Украине. Туристический трафик из России и Украины оказался практически заблокированным. Более того – кризис в непосредственной близости от турецких границ, разные плавающие сюрпризы, вроде морских мин, ставят под вопрос безопасность туристов из стран Восточной и Западной Европы, пока не затронутых конфликтом.
С конца февраля 2022 года представители туристической отрасли Турции ищут новые пути для развития и продвижения туризма в стране. Заполнить пробел, который возник на российском и украинском рынках, пока не получается. Агентство по туризму Турции активизировало свою рекламную деятельность в соседних (тоже, по сути, курортных) странах, привлекая внимание дешевизной отдыха, на уровне местной лиры. Также есть некоторая надежда на эффект от российских контрсанкций в Европе: обедневшим западноевропейцам из среднего класса перестанет хватать денег на пятизвездочные отели и они найдут альтернативу в более дешевой Турции.
В качестве дополнительного источника прибыли, в Турции рассматривается возможность установить демпинговые цены на товары и услуги приграничных городах, чтобы, даже в случае кратковременного визита в страну, «дорогой гость» мог с головой погрузиться в шопинг. О перспективах курортного сезона в Турции без россиян и украинцев «Петербургской газете» рассказал экономист, специалист в сфере турбизнеса Борис Агафонов.
— Турецкий турбизнес изыскивает любые возможности, чтобы вернуть себе хотя бы часть доходов в отсутствии потока туристов из России и Украины. Смогут ли турки продержаться до лучших времен и сохранить свою туристическую отрасль на должной высоте?
— В связи с общим гарантированным понижением уровня жизни в Европе будет неудивительно, если в этом году в Турцию поедут европейцы среднего класса. Скорее всего общий трафик значительно снизится. Хотя, если владельцы курортного бизнеса в Турции постараются выжать с каждого туриста максимум денег, этот сезон они протянут. Это будет большой успех, учитывая обстановку.
Надо заметить, нужда заставила турецкие власти срочно налаживать отношения с соседними странами, с которыми долгое время были проблемы. Какую-то часть туристов ждут оттуда. Опять-таки, как и в России, в Турции внезапно вспомнили про возможности внутреннего туризма и сейчас всячески подогревают это направление. Внутренний туризм частично поддержит турецкий турбизнес в сложный период. Отрасль много потеряет, но выживет, если 2023 год не преподнесет новых сюрпризов.
Читайте также:
Голодные игры – возможный сценарий мирового конфликта