Русские злодеи второй раз завоевали Голливуд

Тревожный 2022 год принес облегчение голливудским сценаристам: русские вновь стали патентованными злодеями. Не надо больше унижать дорогие блокбастеры присутствием в сюжете жалких арабских, либо азиатских фанатиков-диктаторов-террористов. Короли злодейства – русские – опять вернулись в актуальную кино-повестку, со свежими силами и новыми коварными замыслами.

Испанское издание «El Confidencial» пишет, что второе пришествие «плохих парней» из России сродни выступлению популярной поп-группы из 1980-х, на каком-нибудь крупном музыкальном фестивале. То же чувство умиления до слез, ностальгии и даже стабильности: как узнаваем этот мир! Однако, издание напоминает, что путь к сияющим вершинам зла у русских киногероев был непростым и ежеминутно контролировался из президентской администрации США.

По сути, классический образ русского, в то время – советского, злодея оформился в западном кинематографе в начале 1980-х годов. Потому что, например, ранее, при Джимми Картере, Голливуд не выпустил ни одного фильма с гадким русским в качестве антагониста главному герою. Но с приходом Рейгана в Белый дом трешевые картины полезли на экраны как грибы после дождя. Взять тот же «Красный рассвет» (1984 год), в котором, по сюжету, диверсанты из СССР захватили американскую деревушку, но были разгромлены местными юнцами. Или «Вторжение в США» (1985 год) – в этом фильме коммунистические террористы замахнулись уже на всю Америку, но тут вмешался неубиваемый Чак Норрис.

Вообще, подсчитано, что в 62,5 процентах фильмов, которые были состряпаны в Голливуде при Рейгане, обязательно присутствовал злобный коммунист. Своего апогея данная сюжетная линия достигла в фильмах «Рэмбо» и «Рокки». Ветеран Вьетнама Джон Рэмбо, в исполнении актера Сильвестра Сталлоне – это, понятно, просто безжалостный истребитель русских. Однако, уже образ боксера Рокки Бальбоа более сложен, и это вполне отражало политическую конъюнктуру того времени.

Характерен финал фильма «Рокки-4»: Сталлоне-Рокки в Москве дерется с Дольфом Лундгреном, который играет «красную машину смерти» – советского боксера Ивана Драго. Каким-то чудом Рокки валит Драго, после чего обращается к московским зрителям с пафосной речью – «давайте дружить, давайте внутренне меняться». Зрители, в том числе, якобы, сам президент СССР Михаил Горбачев, аплодируют, ибо полюбили американского красавчика.

Этот эпизод символизировал оттепель в отношениях СССР и США, являясь, одновременно, американским ультиматумом – мы за мир и дружбу, но на правах победителя. То есть, сначала набьем вам морду. Как оно собственно, и получилось в итоге.

После распада СССР в 1991 году и формирования новой капиталистической России, образ русского злодея в западном кино стал трансформироваться. «СССР создавал проблемы во всем мире. Злодейский образ был понятен зрителям», — вспоминал сценарист Джеймс Брунер. Новое время потребовало новых антигероев, и вот тут начались творческие метания. Русские перестали быть фанатичными коммунистами, они носят «Прадо», продают газ и нефть, тратят миллиарды, а Лондон называют «Лондонградом». Они перестали быть инфернальными злодеями. Конечно, русская мафия и чиновники проворачивают темные делишки, но тянут максимум на звание «крутых негодяев».

Что делать? Поневоле русских злодеев высокой пробы сценаристы начали заменять всяким эрзацем – безумными джихадистами, или совсем уж нелепыми северокорейцами. Появилась галерея странненьких, но вполне «дружелюбных» русских героев – космонавтов, спецназовцев и шпионов. Причем, даже в высоко-бюджетных блокбастерах. Таких, как, в частности, фильм «Миссия невыполнима: протокол Фантом», где сыграл Владимир Машков.

Как видим, это были глухие и темные для американской киноиндустрии времена. Солнце вновь засияло над Голливудом в 2014 году, когда, после государственного переворота на Украине, четко обозначилась линия очередного противостояния России и Запада, пишет «El Confidencial». В тот момент из госдепартамента США было спущено предписание заново превратить Россию в глазах обывателя в Мордор. Ад, треш, алкоголь, беспощадные русские убийцы, хакеры и коварные красотки после многолетнего отсутствия вновь заселили фэнтезийный мир американского и британского кинематографа.

Ожившими стереотипами о плохих русских полны почти все кассовые фильмы последних лет: «Красный воробей» (2018 год), «Анна» (2019 год), «Черная вдова» (2021 год), «Красное уведомление» (2021год), «Довод» (2021 год), «С холода» (2022 год) и многие другие. Ну, а начало спецоперации России на Украине в феврале 2022 года бесповоротно вывело русских персонажей западного кино за рамки цивилизации и морали. Экранные русские больше не читают книг и не ходят в театр, они лишь строят козни и сеют хаос. О возрождении и трансформации образа «русского злодея» в Голливуде «Петербургской газете» рассказал кинокритик Дмитрий Лемехов.


— Прежде в западном кино правили бал шпионы и коммунисты в шапках-ушанках, теперь диктаторы и олигархи. Почему стереотип о русских злодеях пережил столько эпох?

— Изначально стереотип сложился, так как Запад очень поверхностно знал русский мир – СССР и Россию. Даже после распада Советского Союза, в 1990-2000-х годах, из России не транслировалась в нужном количестве информация, которая могла бы устоявшийся стереотип опровергнуть. С другой стороны, после завершения холодной войны, осталось недоверие между русскими и западным миром. Политические лидеры США и Европы поддерживали в масс-медиа стереотип о «плохих русских» в, так сказать, законсервированном виде. На будущее.

Что ж, будущее наступило, консервы распаковали. По всей Европе прокатился массовый бойкот российских артистов, спортсменов и выдающихся деятелей культуры. Это не потребовало особых объяснений, так как наготове имелся стереотип. Вот посмотрите: Голливуд не врал – фантазии о злодеях стали реальностью. Непредсказуемые русские создали хаос, идут завоевать мир. Запад и сейчас очень плохо знает Россию, а мы по-прежнему даем мало информации, которая могла бы скорректировать мнение западных обывателей.

Читайте также:
Конфликт на Украине расколол мир на бедных и богатых
Российские туристы вероломно покинули Финляндию
Начался процесс превращения Европы в дремучее захолустье