Москва проложит собственный торговый путь в Азию

Политический и экономический кризис, вызванный антироссийскими санкциями, заставил страны глобального Юга и Востока искать новые торговые пути. Как водится, многое «новое» — это когда-то отложенное в долгий ящик «старое». Так, словно по мановению волшебной палочки, последние недели ускорились работы по строительству транспортного коридора «Север – Юг». Этот торговый маршрут должен соединить порты Индийского океана с европейской частью России.

Препятствия в отношении внешней торговли Российской Федерации приходится решать комплексно. Причем, как правило, с участием лояльных к России бывших советских республик в Центральной Азии и на Кавказе. Точкой начала транспортного коридора «Север – Юг» считается индийский порт Мумбаи. Из Мумбаи товары должны следовать морем до иранского порта Бендер-Аббас на побережье Персидского залива. Далее грузы пойдут сухопутным путем через Иран и Азербайджан, для чего достраиваются участки железной дороги на маршруте Астара – Решт – Казвин.

Дорога позволит многократно увеличить грузопоток между Ираном, Азербайджаном и Россией. Понятно, что для достижения этой цели требуется полное политическое согласие между всеми участниками проекта, а интересы Москвы и Баку не всегда совпадают, пишет британское издание «Al-Quds Al-Arabi». Видимо, поэтому предусмотрены два дополнительных рукава поставок. Второй путь будет полностью сухопутным и пройдет в Россию через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан – в строительство этого маршрута готов серьезно вложиться Пекин.

Еще один транспортный коридор можно условно назвать «Индийский океан – Волга». Грузы будут доставляться поездами из порта Бендер-Аббас в иранские порты в Каспийском море, далее – в Россию по Каспию и Волге. Этот маршрут интересен тем, что вновь пробудил интерес к давнему проекту «Южного морского пути»: соединить стратегическим каналом Каспийское море и Индийский океан, чрез территорию Ирана.

В России этот проект, наравне с проектом «Северного морского пути», в конце ХХ века активно продвигал известнейший ученый Гамид Халилов. Причем, по мнению Халилова, «Южный морской путь» даже предпочтительнее СМП, так как имеет практически готовую портовую инфраструктуру, а в Ледовитом океане ее еще предстоит построить.

Кроме того СМП неизбежно пройдет через Берингов пролив и таким образом, будет незащищен от шантажа и провокаций со стороны Соединенных Штатов. ЮМП, в свою очередь, будет проложен в Персидский залив полностью по территории дружественного нам Ирана. В итоге Россия получит выход в Индийский океан не только для торговых судов, но и кораблей ВМФ.

В существующем виде – без канала – проект транспортного коридора «Север – Юг» был согласован Россией, Индией и Ираном еще в мае 2002 года. В последующие годы к нему присоединились несколько бывших республик СССР в Центральной Азии и на Кавказе. Необходимость «обходного пути» стала окончательно ясна после аварии контейнеровоза «Ever Given», который в марте 2021 года на неделю заблокировал движение кораблей в Суэцком канале, и ввода в 2022 году странами Запада жестких антироссийских санкций.

После завершения строительства необходимой инфраструктуры транспортного коридора «Север – Юг», включая порты, железные и автомобильные дороги у Китая и Индии появится реальная и выгодная альтернатива Суэцкому каналу. Для сравнения, коридор «Север – Юг», несмотря на свою протяженность – 7200 километров, позволит сократить время поставки товаров из Индии до 23 дней вместо 1,5-2-х месяцев и на треть снизить транспортные расходы. О перспективах нового торгового пути «Петербургской газете» рассказал экономист Артем Прозоровский.


— На территории Ирана ускорились работы по строительству ключевых узлов так называемого транспортного коридора «Север – Юг». Похоже, две страны, которые находятся под самыми жесткими в истории санкциями – Россия и Иран – решили двинуть прогресс вперед и построить кратчайший торговый путь из Азии в Европу. Получается – нет худа, без добра?

— Действительно, несколько дней назад Россия и Иран подписали «Меморандум о взаимопонимании». Этот документ призван во многом свести на «нет» блокаду со стороны Запада и облегчить финансовые и торговые операции. «Меморандум» также предусматривает активизацию строительства международного транспортного коридора «Север – Юг». Он станет дешевой и короткой альтернативой Суэцкому каналу, что наверняка заинтересует международные торговые компании.

Иран и Россия равно заинтересованы в строительстве этого транспортного коридора. Москва, напомним, недавно на переговорах по «ядерному вопросу» в Вене потребовала от западных стран вывести из-под санкций торговлю Ирана с РФ. В перспективе, снятие части санкций с Тегерана может помочь самой Москве обойти ограничения, наложенные Западом.

Читайте также:
Когда был Байден маленьким, он не делал политических ошибок
Европе не хватает смелости на создание собственной армии?
Соединенные Штаты и Европа признали, что Россия – Третий Рим?