Соколов отчитался о продаже туров на 1 млрд рублей, но проблем туристической отрасли это не решило

Пока петербургские отельеры продают свой бизнес «по цене кроватей», вице-губернатор Максим Соколов, в чьем ведении находится развитие туризма, показывает «красивую статистику», рапортует о наплыве туристов в рамках реализации программы кэшбэка.

Пандемия коронавируса нанесла удар по мировому туризму. В докладе Всемирной туристской организации при ООН содержатся данные о том, что в период с января по май 2020 года международный туристический бизнес потерял порядка 320 миллиардов долларов. Более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократились туристические потоки. А в мае они снизилось на 98%. Так сказалось введение ограничений, прежде всего, на международные перелеты.

В зоне риска оказались крупные туристические города и небольшие островные государства. Коснулось это и Петербурга. В 2020 году турпоток в город на Неве снизился на 72% относительно 2019-го. Гостями Петербурга стало около 2,9 миллиона туристов. При этом доля иностранцев составила менее полумиллиона человек. А это на 89,7% меньше, чем год назад. Владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы рассказал «Фонтанке»: после снятия части карантинных ограничений поток гостей увеличился, однако 98% из них – москвичи. И именно по причине практически полного отсутствия иностранцев гостиничный и туристический бизнес находятся в состоянии упадка.

Как указывали на портале комитета по развитию туризма, представители малого и среднего бизнеса в этой сфере могут рассчитывать на дополнительное финансирование. На программу поддержки туристического бизнеса выделяется 204 миллиона рублей. Однако этого недостаточно для спасения петербургского туризма.

Сейчас собственники крупнейших отелей вынуждены их продавать, выставляя на продажу с 35% дисконтом от обычной цены. При этом реалии таковы, что эти объекты коммерческой недвижимости готовы отдавать и за 50%, если покупатель согласен платить «живыми деньгами». Именно об этом говорил на конференции «Отельный бизнес: Проблемы и решения 2021» вице-президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин. Ситуация осложнена и тем, что большинство таких объектов закредитованы в банках. А у собственников имеются проблемы с обслуживанием кредитов.

«Через год рынок начнет возрождаться, и тогда окупаемость отелей составит не 10-12 лет как раньше, а всего 6-7 лет. Это уже похоже на выгодный бизнес», – считает Мусакин.

В ходе выступления на этой же конференции представитель отельного бизнеса Яков Адамов спрогнозировал, что восстановление на гостиничном рынке произойдет не ранее 2022-2023 годов, и призвал инвесторов ориентироваться именно на это время. Он указал, что его прогноз обусловлен тем, что Санкт-Петербург с точки зрения туризма и гостиничной отрасли – один из самых пострадавших регионов России.

«Сейчас хороший период для тех, у кого есть деньги, войти на рынок и купить отели с большим дисконтом», – подчеркнул Адамов.

С этой позицией солидарна руководитель «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западному федеральному округу Алена Енова.

По ее словам, сегодня «Авито» изобилует объявлениями о продаже отелей. Правда, нынешний год отличает то, что данные объекты коммерческой недвижимости почти перестали приобретать в собственность. Эксперт оценивает это, как повторение ситуации, известной по предыдущим кризисам.

«Большие игроки, у которых есть деньги, готовы скупать… но очень дешево», – отметила также Енова.

На этом фоне курируемый Максимом Соколовым комитет выдает желаемое за действительное, то есть создает ложное впечатление о выходе из затянувшегося кризиса. Так, в Комитете по туризму сообщили о том, что Санкт‑Петербург оказался среди лидеров по количеству бронирований в рамках программы кэшбэка от Ростуризма. За четыре дня после запуска третьего этапа данной программы было приобретено туров более чем на один миллиард рублей. Благодаря этому город на Неве вошел в десятку наиболее популярных туристических маршрутов.

Новость подхватили и активно распространяют средства массовой информации в регионах. Так и создается иллюзия, что Петербург стремительно оправляется от пандемии. Однако неумолимые факты говорят об обратном. Турбизнес Северной столицы «трещит по швам», и в ближайшие два года ни на какие позитивные изменения надежд нет.

Диссонанс между картиной, рисуемой в прессе, и реальным положением дел можно трактовать как попытку Соколова и его сотрудников утаить свои недоработки и непрофессионализм по восстановлению туристической отрасли Петербурга.

Похожую тактику команда вице-губернатора уже апробировала в транспортной сфере – введение общественности в заблуждение путем проведения соответствующей кампании в СМИ. Как отмечал ранее телеграм-канал Tiograf, на фоне отсутствия положительной повестки о деятельности комитета по развитию транспортной инфраструктуры, чью работу также координирует Максим Соколов, пресс-служба вице-губернатора через «неофициально оплаченные публикации в СМИ» растиражировала новости о показе полногабаритного макета инновационного вагона «Смарт».

Эту новость стали распространять различные каналы и паблики. Так из поля зрения горожан выпали проблемы с нехваткой остановок, неразработанной схемой новой маршрутной сети и строительством станций подземки. Между тем, въедливые пользователи Сети заметили, что «новый» макет инновационного вагона уже показывали почти два года назад, а именно – в июне 2019-го. По всей вероятности, такую же схему отвлечения внимания Соколов и его подчиненные применили и в сфере туризма и гостиничного бизнеса.