Конкуренты заподозрили «Яндекс.Такси» в подглядывании…

Израильская компания Gett, предоставляющая онлайн-сервис по заказу такси в 75 городах России, заподозрила конкурентов в слежке за смартфонами своих клиентов. Велась ли слежка (и с какими целями), теперь предстоит выяснить ФАС. Со своей стороны, основатель Gett Дейв Вайсер дал понять, что, если их опасения оправдаются, скандал может иметь для «Яндекса» очень и очень серьезные последствия.

Администрация Gett уже направила в ведомство Артемьева заявление, в котором просит антимонопольщиков проверить деятельность «Яндекс.Такси». «Ведомости» ознакомились с текстом письма, представители ФАС и Gett подтвердили, что такое письмо есть.

Gett опасается, что «Яндекс.Такси» использует для слежения за пользователями скрытые функции в своем приложении, объяснила представительница компании Алена Балакирева.

«Ведомости» сообщают, что странную закономерность заметили интернет-пользователи. В начале октября Тимофей Васильев написал в Facebook, что, после того как он установил приложение Gett, «Яндекс.Такси» подешевело.

«Похоже, «Яндекс» как-то собирает данные о действиях пользователя и, если палит на телефоне Gett, начинает коварно конкурировать ценой», – цитирует Васильева издание.

«Мы сильно обеспокоились, увидев пост блогера, – заявил основатель Gett Дэйв Вайсер. – «Яндекс» каким-то образом довольно много знает о том, что происходит на вашем мобильном устройстве, например, когда вы начинаете ездить на Gett. Попросили ФАС разобраться».

Ущерб для Gett от такого знания Вайсер затруднился оценить.

Как экономить на конкуренте

Gett тоже исследовал цену поездок в приложении у конкурента, сказано в письме в ФАС. Gett размещал заказы на «Яндекс.Такси» с мобильных устройств, как с приложением Gett, так и без, по одним адресам и в одно время.

Балакирева подтверждает: Gett исследовал цену поездок в приложении «Яндекс.Такси» и обнаружил, что цена поездки в «Яндекс.Такси» примерно в 60% случаев ниже, если пользоваться также и приложением Gett.

Gett попросил независимых экспертов изучить этот вопрос. Их вывод: приложение «Яндекс.Такси» выявляет все установленные на телефоне приложения, сказано в письме в ФАС.

Балакирева выводы экспертов не комментирует, но говорит, что полученные таким путем данные «Яндекс» может использовать в своих интересах, в частности для манипулирования ценами. Если это так, то в действиях «Яндекс.Такси» могут быть признаки недобросовестной конкуренции, пишет Gett Артемьеву, могут быть и признаки дискриминации пользователей, у которых нет приложения Gett.

Представитель ФАС отказался комментировать содержание письма – оно-де с пометкой «для служебного пользования».

«О жалобах Gett нам ничего не известно», – заявил представитель «Яндекс.Такси» Владимир Исаев. По его словам, у «Яндекс.Такси» точно такой же, как и у Gett, доступ к информации о пользователях смартфонов, никакого влияния на цену поездки установленные приложения, а также цвет телефона и размер его дисплея не оказывают.

«Стоимость поездки зависит от маршрута, ситуации на дорогах и количества свободных машин в районе, где пользователь заказывает поездку», – заверил представитель «Яндекса».

Беспрецедентная жалоба

Gett написал в ФАС в момент, когда служба должна решить, позволить ли объединиться «Яндекс.Такси» и Uber. Последний срок для принятия решения – 17 ноября, говорит представитель ФАС.

Юристы, опрошенные «Ведомостями», осторожны в оценках разбирательства сервисов заказа такси в ФАС. Прецедентов в России еще не было, уверен управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин.

«Наказать конкурента через обращение в ФАС у заявителя не получится», – скептичен управляющий партнер «Юрпартнеръ» Антон Толмачев: многие приложения используют службы геолокации, запрашивают доступ к контактам, спрашивают разрешение на отправку технических данных разработчику, а пользователи, часто не читая, ставят галочку, что принимают эти условия.

Толмачев согласен с коллегой: «В принципе, данная обработка не запрещена при условии, что пользователь соглашается на нее, принимая пользовательское соглашение».

В пользовательском соглашении «Яндекс.Такси» сказано, что персональная информация клиентов передается «Яндексу» на условиях, описанных в документе о конфиденциальности. Gett считает, что информация, пользуется ли человек его приложением, конфиденциальная и должна обрабатываться на законных основаниях, сказано в его письме в ФАС.

Международная практика

«На других рынках мы не сталкивались ни с чем подобным», – говорит Вайсер.

Схожие случаи, когда сервисы заказа такси подозревались в незаконном использовании программного обеспечения, зафиксированы в США. В начале сентября стало известно, что ФБР заинтересовалось, использовал ли Uber нелегальные методы и программное обеспечение для вмешательства в работу конкурента – Lyft.

В России Uber не сталкивался с обвинениями в несанкционированном использовании данных пользователей и не заявлял о таких случаях у конкурентов, говорит директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина.

Основатель Gett предрек «Яндексу» новый Уотергейт и обвал акций

«Я до сих пор не могу поверить, что они это сделали! Если это будет доказано, то это будет новый Вотергейт — #ЯндексГейт, который может обрушить акции компании», — написал Вайсер в своем Facebook (орфография и пунктуация сохранены). 

Вайсер отметил, что «недобросовестная конкуренция является незаконной как в России, так и в США, где «Яндекс» торгуется на бирже NASDAQ». По мнению Вайсера, каждый менеджер компании, который знал о слежке, может столкнуться с проблемами с законом.

Как пишет РБК, если информация, которую Gett изложил в письме ФАС, подтвердится, размер компенсаций в пользу Gett и штрафов, которые придется заплатить «Яндексу», может быть «непредсказуемым».

«NASDAQ, ФБР и ФАС, возможно, захотят начать расследование», — предположил Вайсер. Он указал, что в США ФБР ведет расследование в отношении Uber, которая допустила «подобные действия» против компании Lyft.

Источники: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/10/13/737706-gett-yandekstaksi, http://www.rbc.ru/business/13/10/2017/59e0a67b9a79477ded564dae

Loading...