В объяснительной записке говорится, что целями данного законопроекта являются обеспечение безопасности дорожного движения (как будто для этого недостаточно соблюдения ПДД), снижения экономических издержек (деньги, товарищи, еще никто не отменял) и формирования единого подхода по организации дорожного движения в стране. Для этого предлагается временно ограничивать движение автотранспорта на дорогах, а во время неограниченного движения – взимать плату за проезд по дорогам и парковку. Конечно, параллельно городские власти должны организовать альтернативные маршруты, дополнительный общественный транспорт и проч., чтобы избавить автомобилистов от неудобств (на этом сделал особенный акцент замминистра транспорта Сергей Аристов, защищая законопроект).
Как уже стало понятно, парламентарии от новой правительственной инициативы в восторг не пришли. По мнению коммуниста Юрия Синельщикова, подобные ограничения являются нарушением права граждан на свободное перемещение, гарантированного Конституцией. Либерал-демократ Игорь Лебедев вообще уверен, что единственная цель законопроекта – введение платного въезда в города, что позволит хоть как-то набить пустой бюджетный карман. Однако риск несоизмерим с возможными выгодами — «терпение избирателя не безгранично», намекнул депутат. Пожалуй, лояльны к инициативе только единороссы, хотя и отмечают некоторую его недоработанность.
На эту тему корреспонденту «Петрогазеты» интервью дал вице-президент «Федерации автовладельцев России» Дмитрий Клевцов.
— Для Москвы и Петербурга введение платного въезда, возможно, не лишено смысла. А вот что касается других российских городов? Подозреваю, что регионы наверняка воспользуются открывшейся возможностью пополнить свои бюджеты за счет автомобилистов.
— Конечно же, вы все абсолютно верно сформулировали. Учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, связанную с бюджетным дефицитом на всех уровнях, нет ни малейшего сомнения, что региональные власти увидят в этой инициативе прежде всего и только средство пополнения бюджета – она просто окажется в конце и без того внушительного списка региональных поборов. К тому же я с большим трудом представляю, как именно будет это осуществляться на практике. Согласно последним изменениям в законодательстве, владелец транспортного средства имеет право оставлять за собой регистрационный номер с региональным кодом, который был ему присвоен при приобретении. В результате в любом городе есть сотни автомобилей с «чужими» кодами. И как при таких условиях можно будет идентифицировать автомобиль – живет ли его владелец в этом городе или просто едет мимо? Конечно, практически это осуществимо – с помощью, например, транспондеров, но ведь это, как и создание полноценной системы администрирования потока транспортных средств и взимания платы за проезд, в любом случае повлечет за собой дополнительные издержки, которые опять лягут на плечи автомобилистов.
Кстати, тут есть и еще один нюанс: для взимания платы за въезд необходимо соответствующим образом обустроить пункты въезда-выезда: расширить дороги на несколько полос, установить те же транспондеры и проч. Мы уже имеем возможность наблюдать это на некоторых трассах – на Санкт Петербург, например, на Ростов-на-Дону – но и там все равно не удается обойтись без очередей и пробок. Сомневаюсь, что все это благотворно сказывается на внутригородском трафике. В общем, опять ничего, кроме поборов с наиболее социально активной части населения – с автомобилистов.
— Прежде чем делать платный въезд, нужно построить еще и объездные дороги, а также бесплатные парковки перед въездом в города. В регионах имеется вся необходимая инфраструктура для такого ноу-хау?
— Да в необходимом объеме такой инфраструктуры нет даже в Москве, что уж тут говорить о регионах. Вообще, по-моему, очевидно, что данный законопроект разрабатывался «под Москву» — только в столичном бюджете есть необходимые средства. Так что данные ограничения вряд ли выйдут за пределы МКАД, но и внутри этих пределов они капитально попортят жизнь.
Недавно, как известно, в Москве начался очередной виток обустройства платных парковок. Наша организация активно занимается мониторингом новых зон, где предполагается устраивать или уже устраиваются такие парковки, и я, в рамках этой работы, недавно ездил в Строгино, где проводил опросы населения. По-моему, совершенно очевидно, что автомобилистов попросту «выдавливают» из Москвы – сначала из центра в спальные районы, каким, собственно, и является Строгино, а теперь уже и отсюда. Перехватывающих парковок, которые, по идее, должны мотивировать людей пересаживаться с личного транспорта на общественный, как не было, так и нет. Сам общественный транспорт, кстати, весьма далек от совершенства. И все это в столице, а как это будет реализовываться в регионах – Бог весть.
Ясно только одно – за первыми же попытками ввести эти ограничения неизбежно последуют взрывы социального напряжения. Собственно, этим все и закончится. Объявленные цели – разгрузка транспортной инфраструктуры, повышение безопасности дорожного движения, снижение издержек и проч. — так и не будут достигнуты. Может, какие-нибудь 3-6 месяцев и будет тишь да гладь, но потом все вернется на круги своя, только уже за деньги. При реальном снижении уровня доходов подобные инициативы убийственны для правительства.
— Насколько согласуется эта закинициатива с Конституцией Российской Федерации?
— Ну, испытание на «конституционную прочность» мы уже прошли на примере системы «Платон», и поняли, что если в нашей стране ставится цель пополнения бюджета, то все законы, в т.ч. и Конституция, задвигаются на второй план. Конечно же, данная инициатива ограничивает наше право на свободное передвижение, но, кроме того, она еще и способствует дополнительному расслоению российского общества по материальному признаку. В общем, ничего хорошего ожидать от нее не приходится.
РАНЕЕ В РУБРИКЕ