«Богу — богово»
Согласно мнению отца Сергия, обращение может помочь Минкульту РФ и дирекции музея начать «процесс подлинного развития национального заповедника». По словам священнослужителя, в настоящее время ценные экспонаты музея находятся в подвале монастыря, который для этого не приспособлен. Кроме того, подчеркнул Сергий Халюта, для верующих неприемлемо нахождение экспозиций в помещениях храма.
«Нужно спокойно, без конфликтов постепенно идти к пониманию того, что Богу нужно вернуть богово, а кесарю вернуть кесарево», — заявил священник.
Претензии церкви на Херсонес Таврический объясняются тем, что на территории музея-заповедника присутствуют православный монастырь и храм РПЦ МП — Свято-Владимирский собор. Но православные культовые сооружения появились на древней херсонесской земле не так давно, по историческим меркам.
Свято-Владимирский собор — второй по величине православный храм на территории Крымского полуострова — возведен на руинах храма Святого Василия (наиболее вероятного места крещения князя Владимира Красное Солнышко). Строительство началось в середине XIX века, длилось около 30 лет и завершилось в 1892 году. Херсонесский монастырь был основан приблизительно в те же годы, когда закладывался существующий ныне храм.
Естественно, что церкви очень хочется стать обладателем знакового места, с которого православие начало победное шествие по русским землям. А российские власти, озабоченные поиском «духовных скреп», будут пытаться способствовать желаниям РПЦ.
Зевсу — зевсово?
Отметим, что на территории музея-заповедника кроме христианских культовых сооружений располагаются древнегреческий храм, античный театр, а также ряд исторических светских сооружений.
Национальный заповедник «Херсонес Таврический» ведет свое начало от археологического музея, основанного в 1892 году на территории древнего города.
Основой заповедника является музей сложного профиля, объединивший в себе три современных типа музея — археологический, исторический и типологический. Музейное собрание насчитывает более 200 тысяч экспонатов, многие из которых являются уникальными. Размещенная в двух зданиях экспозиция соответствует двум историческим эпохам — античной и средневековой.
Самостоятельными экспозициями под открытым небом являются городище Херсонеса и две средневековые крепости — византийская Каламита и генуэзская Чембало (последняя уж точно не имеет никакого отношения к православию).
И если по справедливости, то какому богу следует отдавать храм той этохи (время расцвета Херсонеса — третье столетие нашей эры), когда христиан еще массово скармливали львам на стадионах? Наверное, Зевсу.
Грандиозные планы православных батюшек…
По словам Сергия Халюты, в настоящее время идет подготовка документов для исполнения ФЗ № 327, разрешившего передачу религиозным организациям находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения.
По мнению отца Сергия, ни СССР, ни Украина, ни РФ на сегодняшний день не сделали ничего, чтобы «музей стал действительно музеем». Халюта подчеркнул, что у епархия имеет концепцию развития «Херсонеса Таврического», предполагающую строительство современного музейного комплекса.
… и сопротивление музейщиков
На первый взгляд, может сложиться впечатление, что передача музея-заповедника могущественной организации, коей является РПЦ, станет благом для «Херсонеса». Но стоит отметить, что в августе 2015 года сотрудники музея-заповедника отказались работать под руководством уже известного нам отца Сергия, который был назначен на должность вместо прежнего директора Андрея Кулагина. В резолюции, принятой по итогам собрания трудового коллектива музейщиков, сотрудники указали на отсутствие у священника квалификации для работы на посту директора.
Не испытывают в музее оптимизма и от перспектив окончательно оказаться в цепких руках клерикалов. «24 объекта, которые желает получить РПЦ — это, по сути, весь музейный комплекс. Если их передадут епархии, станет невозможной вся административная, хозяйственная и культурная деятельность музея-заповедника», — считает нынешний директор музея Светлана Мельникова.
Вдобавок к тому, против передачи «Херсонеса Таврического» РПЦ выступил Союз музеев России устами его исполнительного директора Бориса Аракчеева. «Это памятник общекультурного значения, имеющий очень важное историческое значение дохристианского периода. Совершенно нецелесообразно его передавать…»- цитирует господина Аракчеева ТАСС.
Напомним, что с начала 2017 году это уже второй случай, связанный с притязаниями РПЦ на культурные объекты. Первым стало объявление о передаче в ведение церкви губернатором Петербурга Георгием Полтавченко Исаакиевского собора. Передающийся церковникам музей приносил в казну Северной столицы 50-70 миллионов рублей в виде налогов.