Ситуация в Каталонии, которая вознамерилась отделиться от Испании, в последнее время оказалась в центре внимания мировой общественности, и в СМИ уже неоднократно высказывались мнения, согласно которым, к организацию в автономной области референдума о независимости Каталонии могла приложить руку Москва.
На самом деле, если копнуть чуть глубже, станет ясно, что сепаратизм Россия не поддерживает, и причина этого достаточно банальна: российские регионы в один отнюдь не самый прекрасный момент тоже могут задуматься о независимости, и центр всеми силами старается этого не допустить. Если обратиться к истории, подобные примеры встречались неоднократно, поэтому с уверенностью можно сказать, что Россия не только не окажет сепаратизму поддержку, но и может проконсультировать Европу, как бороться с этим явлением – опыта в данном вопросе ей не занимать.
На данный момент в состав РФ входит 85 субъектов, и вполне логично, что в стране с федеративным устройством и самой большой в мире территорией время от времени возникают центробежные процессы. И поддержка со стороны Москвы Каталонии может стать их катализатором, только не в Европе, а где-нибудь на окраинах России.
«Версия» вспоминает о ситуации с Крымом, который совсем недавно был частью соседнего государства, затем в течение суток просуществовал в статусе независимой республики, а потом вошел в состав РФ. Эта история как нельзя лучше характеризует опасность, которая исходит от такого явления, как сепаратизм. Стоит также вспомнить и о том, что в свое время Россия не стала выступать за независимость Косова и Нагорного Карабаха.
Как обращает внимание издание, некоторые российские парламентарии намеревались отправиться в Барселону, чтобы поддержать движение за независимость, но их более дальновидные коллеги убедили их, что делать этого не следует. Ведь отношения с Мадридом и без того далеки от идеала, а поддержка сепаратистов со стороны тех, кто представляет в России законодательную власть, способна окончательно их испортить, и не факт, что дружба с Каталонией (которая, возможно, отделится, а возможно, и нет) станет им полноценной заменой. Конечно, как подчеркивает «Версия», учитывая обширный российский опыт противодействия сепаратизму, депутаты могли бы сделать шаг навстречу Мадриду и поддержать его, дав ценные советы по укрощению каталонских националистов.
Когда все средства хороши
«Версия» приводит яркий пример борьбы с сепаратизмом в РФ, вспоминая о событиях 1994 года. В Кремле стало известно о том, что мэр Владивостока Виктор Черепков якобы собирается провозгласить Владивосток вольным городом, и поддержку в этом начинании ему могут оказать японцы. Неизвестно, на самом ли деле глава города вынашивал столь амбициозные планы, но в Москве решили перестраховаться. Черепкова обвинили в коррупционной деятельности и задержали. За неимением доказательств вины Черепкова законных оснований удерживать чиновника под стражей дольше, чем это предполагает установленный законодательством срок, не было, поэтому власти Приморского края пошли на сотрудничество с представителями местных криминальных кругов. Черепков был передан под «шефство» бандитов и находился у них, пока обстановка не стабилизировалась. Тем временем обвинение во взятке сняли, но момент для реализации возможных сепаратистских планов был упущен. «Версия» обращает внимание, что этот сценарий является простым и довольно действенным, поэтому испанские власти вполне могли бы его использовать, чтобы не допустить сепаратизма. К тому же, они уже практиковали такой прием, как обвинение в коррупции, чтобы отстранить от власти Артура Маса, сепаратистского политического деятеля.
«Версия» также напоминает о классической схеме «разделяй и властвуй», предлагая Мадриду внести разногласия в ряды сепаратистов, столкнув лбами их лидеров, и тем самым нанести серьезнейший урон их общему делу. В Каталонии как раз имеются подходящие для этого условия: Карлос Пучдемон, глава местного Женералитета, не спешит обнародовать результаты референдума, и возмущение спикера парламента автономной области Кармы Форкадель по этому поводу будет выглядеть более чем обоснованно.
Существуют и иные методы. «Версия» указывает, что крупнейшие транспортные узлы – барселонский аэропорт, железнодорожный вокзал и морской порт – принадлежат испанским компаниям и, соответственно, попадают под юрисдикцию Мадрида. Следовательно, парализовать их работу можно буквально одним движением. Чем это обернется для Каталонии? Транспортным коллапсом, хаосом и огромными экономическими потерями, так как экономика региона во многом завязана на туристах, а захотят ли они туда ехать, зная о проблемах с транспортом, большой вопрос.
При необходимости Испания может сыграть на чувствах футбольных фанатов из Каталонии, поддерживающих «Барселону» — европейского футбольного гранта, один из сильнейших клубов в мире, обладателя многочисленных титулов и наград и целой армии болельщиков. Если «Барселона» вылетит из чемпионата Испании, едва ли это порадует каталонских любителей футбола, а их возмущение может дорогого стоить.
Впрочем, как полагает «Версия», все вышеупомянутые советы могут быть запоздалыми, ведь премьер-министр Испании Мариано Рахой вряд ли сидит сложа руки. Вероятнее всего, он уже успел принять какие-то меры, поскольку, Карлос Пучдемон до сих пор не выступил с официальным объявлением итогов референдума о независимости и не анонсировал дальнейшие шаги властей Каталонии.
Ситуация в испанском регионе, как отмечает «Версия», заставляет задуматься еще об одной проблеме. Возможно, Росгвардия и подобные ей силовые структуры в других странах– это достаточно неэффективный инструмент в борьбе с сепаратистскими выступлениями. Каталония стала этому наглядным подтверждением.
Каталония – это не Крым
Не следует проводить параллели между «крымской весной», которая грянула в 2014 году, и нынешними событиями в Каталонии. Важно понимать, что полуостров никогда не высказывал стремления к суверенитету, в отличии от испанской автономии. Население Крыма желало присоединения к России, и мартовский референдум, в рамках которого более 90 процентов голосовавших выступили за вхождение в состав РФ, это продемонстрировал. Что касается Каталонии, она стремится получить независимость. И поэтому главная опасность происходящего в этом испанском регионе заключается в том, что следом за Каталонией может «посыпаться» вся Испания, так как прецедент заставит сепаратистов поднять голову и в других исторических областях.
Вряд ли Россия стала бы вмешиваться в ситуацию в Испании, ведь каких-то четверть века назад она сама пережила похожий процесс, результатом которого стал развал великой страны. И куда более обоснованной на этом фоне выглядит версия о том, что вмешательство могло произойти со стороны Вашингтона.
Всем известен «план Маршалла» по восстановлению Европы после Второй мировой войны, но далеко не такую широкую огласку получил предшествующий ему план послевоенного устройства. Еще в 1944 году США предложили расчленить Германию на несколько государств, небольших по территории и количеству населения, чтобы предотвратить возможность начала новой войны. Союзники поддержали эту идею, но СССР выступил против. Впоследствии план получил развитие: в 50-е годы новый его вариант предполагал установление контроля Штатов над европейскими государствами, и одним из его пунктов было разделение крупных государств с целью упрощения контроля над ними. Среди этих стран оказались Германия, Франция, Италия и, как несложно догадаться, Испания.
Рука Вашингтона
«Версия» акцентирует внимание на одном интересном нюансе: первой о желании стать независимой объявила Каталония. Помимо нее правом на расширение автономии, которое может стать шагом к независимости, обладают еще несколько регионов, в том числе Страна басков. Баски всегда активно выступали против Мадрида, и их борьбу за независимость сложно назвать цивилизованной – деятельность радикальной организации ЭТА, убийства испанских чиновников, настоящая партизанская война – все это заставляет задуматься о том, почему не Страна басков оказалась в первых рядах борьбы за выход из состава Испании?
«Версия» объясняет это явление довольно просто: в Каталонии большим влиянием пользуются американские «благотворительные» организации, аффилированные со спецслужбами и фондом Сороса. В Стране басков же помощь американцев отвергли.
Стоит обратить внимание на тот факт, что Каталония во многом стоит особняком от Испании. Здесь запрещено традиционное кровавое испанское развлечение – коррида, зато разрешены легкие наркотики, что является нонсенсом для государства с исторически сложившимся сильным влиянием католической церкви. И развитие сепаратистских движений началось в этом регионе около шести лет назад с появлением организаций сепаратистской направленности: Podemos («Мы можем!») и Ciudadanos («Граждане»). Оба этих движения были связаны с фондом Сороса. К этому же периоду относится начало деятельности неправительственных организаций, агитирующих за независимость Каталонии и также связанных с Соросом. Поэтому влияние США здесь налицо.
«Версия» прогнозирует дальнейшее развитие ситуации. Сначала от Испании отделится Каталония, затем другие автономии, и в результате от страны с численностью населения в 46 миллионов человек отвалится кусок территории с 13,5 миллионами граждан, а на карте вместо одной страны образуется сразу пять небольших государств. Не исключено, что после этого тенденцию подхватят и другие исторические области во Франции или Германии. И скорее всего, это произойдет, если последние попытаются диктовать Европе свою волю – Вашингтон едва ли уступит им эту прерогативу.