Олег Дерипаска готов к запуску механизма shoot-out («русская рулетка», «разговор начистоту») в споре с другим акционером ГМК «Норникель» Владимиром Потаниным. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источники, близкие к одному из акционеров UC Rusal (основной владелец — Дерипаска).
По их данным, UC Rusal готова выкупить долю Потанина в «Норникеле» (30,3%) в диапазоне $25–32 за ADR ($10,8–13,9 млрд) или продать свою долю (27,8%) в компании из оценки выше $32 за ADR (более $14,1 млрд).
UC Rusal действительно может запустить «русскую рулетку» и предложить «Интерросу» продать его акции «Норникеля», подтвердил РБК источник, близкий к совету директоров алюминиевой компании. Причем UC Rusal в случае приобретения доли Потанина придется выставить оферту миноритариям, поскольку его пакет превысит 30%.
Представители UC Rusal и «Интерроса» от комментариев оказались.
«Русская рулетка» будет запущена, если Высокий суд Лондона примет сторону Дерипаски и решит, что продажа компанией Crispian Романа Абрамовича акций «Норникеля» Владимиру Потанину нарушает акционерное соглашение, отмечает агентство. Представитель компании Millhouse, которая управляет активами Абрамовича, от комментариев отказался.
После перемирия
Механизм «русской рулетки» был предусмотрен в соглашениях Дерипаски и Потанина еще более пяти лет назад. С 2008 по 2012 год между бизнесменами продолжался акционерный конфликт, вызванный, в частности, разными взглядами на дальнейшее развитие ГМК «Норникель» и на дивидендную политику компании.
В 2012 году его удалось разрешить благодаря посредничеству Романа Абрамовича, который выкупил небольшой пакет у Дерипаски и Потанина и стал своеобразным третейским судьей в спорных моментах. После этого бизнесмены заключили соглашение на пять лет (до декабря 2017 года), которое предусматривало ограничения на покупку и продажу акций «Норникеля».
Согласно их договоренностям о «русской рулетке», один из акционеров — Потанин или Дерипаска — мог предложить другому выкупить его долю по средневзвешенной цене за полгода с премией 20%. Другой мог либо принять оферту, либо сам выкупить долю партнера за ту же цену, либо назвать более высокую цену за свой пакет.
Инициатор «русской рулетки» в ответ может либо выкупить пакет партнера по новой цене, либо предъявить свой пакет к выкупу. Отказ от «рулетки» может трактоваться как нарушение акционерного соглашения, и пакет «нарушителя» выкупается второй стороной по цене $1 за акцию (в ADR десять акций).
Отношения между Дерипаской и Потаниным вновь обострились в начале 2018 года, когда структура Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова решила продать 4% «Норникеля» и направила предложения «Интерросу» и UC Rusal. По соглашению акционеров, Crispian должна предложить обоим крупным акционерам выкупить пакет пропорционально их долям в компании.
«Интеррос» предложил $1,48 млрд за весь пакет. Приняла предложение и UC Rusal, однако алюминиевая компания сочла, что любая продажа доли Crispian в «Норникеле» не будет соответствовать акционерному соглашению (в чем именно состоит противоречие, в UC Rusal пока не уточняют).
Сейчас UC Rusal пытается оспорить сделку через Высокий суд Лондона — разбирательство там должно начаться после 5 марта.
По мнению начальника аналитического департамента БКС Кирилла Чуйко, заявления компании Дерипаски о «русской рулетке» (пусть и неофициальные) носят защитный характер. «Эта «русская рулетка» — крайне маловероятное событие, им просто не позволят пойти на такую сделку, которая создаст гигантский стресс для банковской системы России», — отмечает эксперт, поясняя, что и UC Rusal, и «Интерросу» придется занимать деньги у банков.
Даже если UC Rusal структурировала владение активами так, что сможет обойти обязательную оферту миноритариям, речь идет о слишком крупной сумме, говорит Чуйко. Он предполагает, что цель Дерипаски заключается в том, чтобы просто отменить сделку с Crispian Абрамовича, потому что ему не хочется платить $700 млн за сохранение паритета в «Норникеле» (при пропорциональной продаже доли Crispian).
Чистый долг UC Rusal на 30 сентября составлял $7,6 млрд. Чистый долг группы En+ Дерипаски, объединяющей его алюминиевый и энергетический бизнес, на конец сентября составлял $13,1 млрд. Акции «Интерроса» не торгуются на бирже, свои финансовые показатели группа не раскрывает.
Крайний случай
В ноябре 2017 года Владимир Потанин в интервью Bloomberg говорил о переговорах с Дерипаской и Абрамовичем о продлении соглашения еще на пять лет. Говоря о возможности запуска «русской рулетки», Потанин отмечал, что акционеры могут прибегнуть к такому способу лишь в крайнем случае — если переговоры зайдут в тупик или одному из акционеров придется срочно продать актив.
«Это возможный выход из невозможного положения. Думаю, что остальные акционеры тоже видят этот инструмент как последний вариант», — отмечал Потанин.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов считает, что разговоры о готовности к «русской рулетке» — часть тактики устрашения оппонента. «Такие деньги сейчас вряд ли можно занять у банков. Дерипаска мог бы привлечь китайских партнеров (структура китайской CEFC купила акции En+ Дерипаски на $500 млн), но с ними переговоры долгие и тяжелые», — отмечает эксперт.
По его мнению, цель информационной атаки — в снижении котировок «Норникеля», как и в прошлые корпоративные войны акционеров.
Если UC Rusal и «Интеррос» действительно воспользуются «русской рулеткой», это будет один из редких и знаковых случаев в российской практике, отмечает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. А с учетом известности участников спора это будет хрестоматийный пример использования акционерного соглашения, добавляет он.
Одной из первых «русскую рулетку» запустила «Ренова» Виктора Вексельберга, которая в апреле 2004 года предложила контролирующим акционерам «ВСМПО-Ависма» Владиславу Тетюхину и Вячеславу Брешту выкупить 13,4% компании за $148 млн, напоминает партнер Saveliev, Batanov & Partners Сергей Савельев.
«Ренова» было уверена, что они не найдут на это денег (по условиям соглашения акции закладывать было нельзя) и будут вынуждены продать ей свои акции. Но компания прогадала: Тетюхин и Брешт нашли деньги, и «Ренове» пришлось продать свою долю.
Источник: https://www.rbc.ru/business/20/02/2018/5a8c57169a79472a24e84a09?from=main
Источник: https://www.rbc.ru/business/20/02/2018/5a8c57169a79472a24e84a09?from=main